ХМАО — Югра

Отчёт о реализации Программы по развитию личностного потенциала
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализуется в ХМАО-Югре с 2019 по 2023 год в рамках соглашения между Ханты-Мансийским отделением ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа.
Оператор Программы РЛП — автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования» (АУ ХМАО-Югры «Институт развития образования»).
Личностно-развивающая среда — основа современной системы образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Виктория Викторовна Клюсова
Директор автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования», кандидат педагогических наук

Ключевые факты

12 400
детей
488
педагогов
217
управленцев ОО
41
наставник
22
члена региональной обучающей и сопровождающей команды
16
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы
33
школы
27
детских садов
1
организация дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Ханты-Мансийск
6
Города и районные центры
45
Сёла и деревни
10
г. о. Ханты-Мансийск
  • МБДОУ «ЦРР — детский сад № 15 „Страна чудес“»
  • МБДОУ «ЦРР — детский сад № 7 „Ёлочка“»
  • МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н. И.»
  • МБОУ «Центр образования № 7 им. Дунина-Горкавича А. А.»
  • МБОУ СОШ № 4 г. Ханты-Мансийска
  • МБОУ СОШ № 8
г. о. Когалым
  • МАДОУ «Цветик-семицветик»
г. о. Нефтеюганск
  • АУ «Региональный молодежный центр»
  • МАДОУ «Детский сад № 20 „Золушка“»
  • МАДОУ «Детский сад № 9 „Радуга“»
  • МБДОУ «Детский сад № 14 „Умка“»
  • МБДОУ «Детский сад № 16 „Золотая рыбка“»
  • МБОУ «СОШ № 3 им. А. А. Ивасенко»
г. о. Нижневартовск
  • МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 25 «Семицветик»
  • МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 29 «Ёлочка»
  • МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»
  • МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит»
  • МАДОУ города Нижневартовска ДС № 10 «Белочка»
  • МБДОУ ДС № 67 «Умка»
  • МБОУ «Лицей № 2»
  • МБОУ «СШ № 12»
  • МБОУ «СШ № 15»
г. о. Нягань
  • МАДОУ МО г. Нягани «Детский сад № 5 „Дубравушка“»
  • МАОУ МО г. Нягани СОШ № 14
г. о. Покачи
  • МАДОУ ДСКВ «Югорка»
  • МАОУ СОШ № 4
г. о. Пыть-Ях
  • МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Ях
  • МБОУ СОШ № 5 г. Пыть-Ях
г. о. Радужный
  • МБОУ СОШ № 3
  • МБОУ СОШ № 4
  • МБОУ СОШ № 5
г. о. Сургут
  • МБОУ НШ «Перспектива»
  • МБОУ СОШ № 46 с УИОП
  • МБОУ СОШ № 6
г. о. Урай
  • МБДОУ «Детский сад № 10 „Снежинка“»
  • МБДОУ «Детский сад № 6 „Дюймовочка“»
  • МБДОУ «Детский сад № 7 „Антошка“»
  • МБДОУ «Детский сад № 8 „Умка“»
  • МБДОУ «Детский сад № 21»
  • МБОУ СОШ № 5
  • МБОУ СОШ № 6
г. о. Югорск
  • МБОУ «Гимназия»
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Белоярский район
  • МАДОУ «Детский сад „Снегирек“ г. Белоярский»
  • МАДОУ «Детский сад „Семицветик“ г. Белоярский»
  • МАДОУ «Детский сад „Сказка“»
  • СОШ п. Сосновка
  • СОШ с. Полноват
Кондинский район
  • МКОУ «Ушьинская СОШ»
  • МКОУ Мулымская СОШ
  • МКОУ Шугурская СОШ
Октябрьский район
  • МБДОУ «ДСОВ „Аленький цветочек“»
  • МБОУ «Талинская СОШ»
  • МКОУ «Приобская СОШ»
Советский район
  • МБОУ СОШ п. Зеленоборск
Сургутский район
  • МБДОУ д/с «Ромашка»
  • МБДОУ детский сад «Город детства»
  • МБДОУ детский сад «Журавушка»
  • МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
  • МБОУ «Угутская СОШ»
Ханты-Мансийский район
  • КОУ «Кадетская школа-интернат»

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
Доля творческой среды повысилась в среднем на 18 п. п.
Важные средовые показатели — широта, активность, интенсивность, эмоциональность — повысились на 1,64 балла.
Новые события и практики обогатили
образовательную среду
Педагоги стали активнее участвовать в конкурсах, выставках, акциях, экскурсиях.
Повысилась мотивация педагогов к работе и профессиональному развитию.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 28 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены более 740 педагогов. В школах и детских садах
развивается культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 22 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ д/с «Ромашка» г. Лянтор
Заведующий: Бушуева Тамара Васильевна
МБОУ «Талинская СОШ», п. г. т. Талинка
Директор: Мананников Евгений Владимирович
МБОУ «Приобская СОШ», п. г. т. Приобье
Директор: Енин Михаил Николаевич
МБОУ «Гимназия» г. Югорск
Директор: Погребняк Виталий Владимирович
МБОУ «Угутская СОШ», с. Угут
Директор: Титоренко Евгений Витальевич
МАДОУ «Детский сад № 9 „Радуга“», г. Нефтеюганск
МАДОУ «Детский сад „Семицветик“ г. Белоярский»

Финалисты и призёры конкурсов Программы

МБОУ «Угутская СОШ» (с. Угут) разработала проект создания ЛРОС «Сказочный лес земли Югорской», который вошел в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — директор Е В. Титоренко).

МКОУ «Приобская СОШ» (п. Приобье) и СОШ с. Полноват в 2020 году стали финалистами конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационной площадки Программы РЛП. В 2022 году МБДОУ д/с «Ромашка» (г. Лянтор) вошел в число призёров конкурса «Кубрик-2022» и получил набор элементов конструкции для создания нового пространства в детском саду.

Лидеры формирования культуры РЛП стали флагманами развития и популяризации Программы

МБДОУ д/с «Ромашка» (г. Лянтор) является ресурсным центром экологического образования в Сургутском районе ХМАО-Югры.

МАДОУ «Детский сад „Семицветик“ г. Белоярский» в 2022 году присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Развитие личностного потенциала дошкольника как ценность современного образования „Детский сад — территория возможностей“».

МБОУ СОШ № 46 с УИОП (г. Сургут) в 2021/22 и 2022/23 учебных годах работала в статусе региональной инновационной площадки по теме «Профессиональные обучающиеся сообщества как средство повышения профессиональной компетентности педагогов».

Достигнуты успехи в конкурсах

МБОУ СОШ п. Зеленоборск — победитель Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Достижения образования» (2022) и лауреат открытого Межрегионального Конкурса «100 Престижных образовательных организаций России» (2022).

СОШ п. Сосновка — победитель регионального конкурса моделей наставничества педагогических работников образовательных организаций ХМАО-Югры (2022), МБОУ «СОШ № 8» (г. Ханты-Мансийск) — призер.

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственные решения

Самые распространенные изменения связаны с созданием игровых, творческих и тематических зон, пространств для совместной работы и свободного самовыражения, уголков релаксации и т. п. Во многих ОО появились «Открытая стена», «Стена эмоций», «Лестница вежливости», «Дерево пожеланий» и т. п.

В МБОУ «Угутская СОШ» (с. Угут) организованы зоны общения «Чат», решение «Свободная стена», реализован проект трансформации пришкольного участка «Сказочный лес земли Югорской».

Пространство МБДОУ «Детский сад № 21» (г. Урай) разделено на центры, в нём есть открытые стены для проектирования, планирования, фиксации детских идей.

Центры отдыха, релаксации и уединения создаются в МАДОУ «Детский сад „Семицветик“ г. Белоярский» для поддержки психологического комфорта детей.

В новых пространствах сложились интересные практики

Пространство «Кубрик» используется в МКОУ «Приобская СОШ» (п. Приобье) как место для дискуссий, встреч, литературно-музыкальных и исторических вечеров, театрализованных постановок, конкурсов.

Образовательный комплекс «ЭКОсад для дошколят» МБДОУ д/с «Ромашка» (г. Лянтор) даёт детям возможность участвовать в исследовательской, проектной, познавательной и игровой деятельности.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

РЛП педагогов в фокусе внимания

Например, в МАДОУ Детский сад «Сказка» (г. Белоярский) есть постоянно действующий семинар «Корпоративная культура педагога», проект по профилактике эмоционального выгорания «Педагог в ресурсе».

В МАДОУ города Нижневартовска ДС № 10 «Белочка» работает «Школа профессионально-личностного развития педагога».

Педагогический клуб «Академия роста» МАДОУ ДСКВ «Югорка» (г. Покачи) инициировал тренинги «Эффективная коммуникация».

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
91 % управленцев заметили, что повысилась компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
РОСК ХМАО-Югры организовала 3 региональные конференции для участников Программы РЛП, ЦРЛП — 5 мастерских.

Педагоги представляли свой опыт работы на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. Например, сотрудники МАДОУ МО г. Нягани «Детский сад № 5 „Дубравушка“» организовали семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ «Инновации в детском саду как условие реализации личностно-развивающей образовательной среды творческого типа» (2022); директор МБОУ СОШ № 6 (г. Сургут) выступила на дискуссионной площадке Ярославской области «Педсовет76.рф» по теме «Про проект и PROдвижение: развитие личностного потенциала в образовательных организациях» (2021).
Педагоги участвуют в событиях Программы
3 методические разработки педагоги прислали на II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

16 заявок — на I Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала».

1 600 участников и 7 спикеров представляли ХМАЮ-Югру на всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

7 управленцев и педагогов ЦРЛП рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте центров развития личностного потенциала (2023).
Узнать больше

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

Т. Н. Кириллова, педагог-психолог МБДОУ д/с «Ромашка» (г. Лянтор), стала финалистом II Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности».

4 практики РЛП, предложенные педагогами ХМАО-Югры, рекомендованы к публикации в сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала» (Э. Ф. Гарданова, МБОУ «СОШ № 3 им. А. А. Ивасенко» (г. Нефтеюганск); Н. В. Сичкарь, И. Н. Бацаева, МБОУ «Приобская СОШ» (п. г. т. Приобье); Е. Е. Кочелаева, МБДОУ д/с «Ромашка» (г. Лянтор)).
Победители конкурсов

В. М. Репский, директор МБОУ СОШ № 4 (г. Ханты-Мансийск), — победитель регионального конкурса «Руководитель года образовательной организации» в 2022 году, Л. В. Гейнц, директор МБОУ СОШ № 46 с УИОП (г. Сургут), — в 2021 году (проект «Профессиональные обучающихся сообщества как средство повышения профессиональной компетентности педагогов»).

Л. Л. Карпова, Т. В. Коровина, учителя МБОУ НШ «Перспектива» (г. Сургут), — победители регионального конкурса «Педагог-новатор» (2021, 2022) с проектами «Внедрение форм взаимодействия, коммуникации и сотрудничества обучающихся, педагогов, родителей и социальных партнеров на основе детско-взрослой общности с возможностью преадаптации к будущему», «Школа молодого специалиста».
Авторы публикаций

Дивеева Г. В., Алмазова С. В., Клюсова В. В. Реализация Комплексной программы по развитию личностного потенциала в Югре: первые практики и направления развития // Наука и инновации — современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 15 января 2021 года. Том 2. М.: «Инфинити», 2021. С. 27–33.

Заболотская К. В. Кубрик – вклад в будущее // Октябрьские вести. 2022. 1 апреля (№ 4).

Шевченко Ю. Г. Открытое занятие «Проектор эмоций» для весенних праздников. Готовый сценарий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2023. № 3.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

Занятия по УМК «Центр развития личностного потенциала» в 14 ОО проводятся во внеурочной деятельности, в 17 — на развивающих занятиях для дошкольников, в 24 — на занятиях педагога-психолога.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Педагоги МБОУ «Угутская СОШ» (с. Угут) организовали мастерскую, в которой дети изучают эмоции и создают мультфильмы.

Ученики МБОУ «СОШ № 3 имени А. А. Ивасенко» (г. Нефтеюганск) учатся договариваться и составляют соглашения на внеурочных занятиях по теме «Дружба», учащиеся МКОУ «Приобская СОШ» — проходят онлайн-тренинг на сплочение «Мы вместе».

Директор МБОУ СОШ п. Зеленоборск проводит встречи «без галстуков» со старшеклассниками и круглые столы «за чашкой чая» для родителей.

Позитивные эффекты в развитии детей

Развиваются социально-эмоциональные навыки

У детей, которые проходили курс «Социально-эмоциональное развитие», наблюдается значимый рост навыков «Достижение цели», «Работа с другими», «Управление эмоциями» (в среднем — на 0,85 б.).

Вырос уровень критического мышления, креативности и навыков кооперации у детей

На 7 п. п. стал больше процент семиклассников с продвинутым уровнем коммуникации, на 10 п. п. — кооперации, на 7 п. п. — креативности, также на 7 п. п. — аналитического мышления.

Процент четвероклассников с продвинутым уровнем коммуникации увеличился на 8 п. п., с продвинутым уровнем кооперации — на 3 п. п.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей отмечают в 82 % ОО.

Говорят участники Программы