Калужская область

Отчет Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализовывалась в Калужской области
с 2018 по 2022 гг. в рамках соглашения между Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и Министерством образования и науки Калужской области.
Оператор Программы – Калужский государственный институт развития образования (ГАОУ ДПО «КГИРО»)
Три года назад Калужская область стала пилотным регионом, в котором стартовала Программа Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Вовлекая в активную работу педагогов, детей, родителей, опираясь на достижения отечественной педагогической школы и практические наработки учительского сообщества Калужской области, мы смогли общими силами «приземлить» научную концепцию развития личностного потенциала на прикладную педагогическую реальность. Читать далее
Три года назад Калужская область стала пилотным регионом, в котором стартовала Программа Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Вовлекая в активную работу педагогов, детей, родителей, опираясь на достижения отечественной педагогической школы и практические наработки учительского сообщества Калужской области, мы смогли общими силами «приземлить» научную концепцию развития личностного потенциала на прикладную педагогическую реальность. Считаю данный проект одним из самых удачных и результативных в сфере образования нашего региона. Приятно отметить, что опыт Калужской области стал основой для тех маршрутов и траекторий, по которым за нами сегодня следуют почти три десятка других регионов России, участвующих в этой Программе.

Особенно ценно, что Программа по развитию личностного потенциала позволяет говорить на языке современной педагогической науки, на языке конкретных результатов и цифровых данных, которые могут быть положены в основу управленческих решений на всех уровнях. Создаваемая личностно-развивающая образовательная среда не только изменяет поведение ребенка и педагога, но и влияет на культуру работы образовательной организации в целом. Так, например, школы и детские сады, которые принимали участие в Программе, гораздо легче преодолели трудный период эпидемиологических ограничений. Это яркое проявление способности управленческих и педагогических команд к адаптации и к гибкому реагированию на вызовы времени.

Подводя краткие промежуточные итоги работы в эти годы, считаю важным подчеркнуть, что Программа полностью соответствует определению «комплексная» и ее реализация в регионе будет продолжена. Именно комплексные решения, построенные на принципах сотрудничества и открытого диалога, помогают нам достигать поставленных на государственном уровне задач развития российского образования.
Скрыть
Александр Сергеевич Аникеев
Министр образования и науки Калужской области
Александр Сергеевич Аникеев
С Калужской областью нас связывают годы продуктивного сотрудничества практически по всем ключевым проектам Фонда. Прочной опорой партнерства с Министерством образования и науки Калужской области стали не просто успешные проекты, но шире – общие ценности и убеждения. В основе их – человек, его способность реализовать свои устремления и мечты.

Мы убеждены, что психологическое благополучие и качество жизни личности зависят от нее самой, а не от стечения обстоятельств. Читать далее
С Калужской областью нас связывают годы продуктивного сотрудничества практически по всем ключевым проектам Фонда. Прочной опорой партнерства с Министерством образования и науки Калужской области стали не просто успешные проекты, но шире – общие ценности и убеждения. В основе их – человек, его способность реализовать свои устремления и мечты.

Мы убеждены, что психологическое благополучие и качество жизни личности зависят от нее самой, а не от стечения обстоятельств. Помогая ребенку научиться преодолевать трудности, делать осознанный выбор и достигать поставленных целей, то есть способствуя развитию его личностного потенциала, мы закладываем основы его успешности и благополучия в будущем. А еще нас объединяет убежденность в том, что для развития личностного потенциала детей нужно инвестировать в педагогов и образовательную среду, нужно помогать воспитателям и учителям новыми инструментами, методиками, но не только… Мы все знаем, что работа педагога – это колоссальный внутренний труд, эмоциональный и интеллектуальный, поэтому важно помогать педагогам тем, что слушать и слышать их.

Программа по развитию личностного потенциала реализуется в Калужской области более трех лет, в ней участвуют более 60 школ и детских садов, демонстрирующих впечатляющие результаты, о которых мы рассказываем в нашем отчете.
В 2018 году Калужская область стала первым пилотным регионом Программы по РЛП. И я хочу поблагодарить министра образования и науки Калужской области Александра Сергеевича Аникеева за смелость и открытость к новациям. Я уверен, что у Программы по РЛП в Калужской области, но самое главное у детей и педагогов, впереди большое будущее! Скрыть
Петр Григорьевич Положевец
Исполнительный директор БФ «Вклад в будущее»
Петр Григорьевич Положевец

Ключевые факты

15 400
детей
665
педагогов
244
управленца ОО
13
наставников
11
региональных преподавателей

подготовлены для реализации Программы

20
членов региональной обучающей
и сопровождающей команды
51
школа
10
детских садов
1
учреждение
дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Калуга
35
Города и районные центры
21
Сёла и деревни
6
г. Обнинск
  • МБОУ «СОШ «Технический лицей» города Обнинска
  • МБОУ «СОШ № 1 им. С. Т. Шацкого»
  • МБОУ «СОШ № 3 им. П. И. Ларина» г. Обнинска
  • МБОУ «СОШ № 4 им. Л. Г. Осипенко»
  • МБОУ «Средняя школа № 6»
  • МБОУ «СОШ № 7» города Обнинска
  • МБОУ «СОШ № 10»
  • МБОУ «СОШ № 12»
  • МБОУ «СОШ № 13» города Обнинска
  • МБОУ «СОШ № 16»
  • МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска
г. Калуга
  • ГБУ ДО КО «ОЦДОД им. Ю. А. Гагарина»
  • МБДОУ № 15 «Ракета» г. Калуги
  • МБДОУ № 44 «Анютины глазки» г. Калуги
  • МБДОУ № 45 г. Калуги
  • МБДОУ № 50 «Алёнушка» г. Калуги
  • МБДОУ № 51 «Тополёк» г. Калуги
  • МБДОУ № 60 «Колосок» г. Калуги
  • МБДОУ № 66 г. Калуги
  • МБДОУ № 94 г. Калуги
  • МБДОУ № 102 «Терем-Теремок» г. Калуги
  • МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги
  • МБОУ «Гимназия № 19» г. Калуги
  • МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги
  • МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги
  • МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. В. Зимина» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А. С. Пушкина» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Калуги
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Калуги
Бабынинский Район
  • МКОУ «СОШ № 1» п. Воротынск
  • МКОУ СОШ № 2 им. И. С. Унковского п. Воротынск
Боровский Район
  • МОУ «СОШ № 1 г. Балабаново»
  • МОУ «СОШ № 2 г. Балабаново-1»
Барятинский Район
Дзержинский Район
Думиничский Район
Жиздринский Район
Жуковский Район
  • МОУ «СОШ № 2 им. ак. А. Б. Берга» г. Жукова
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Белоусово
Износковский Район
Кировский Район
г. Козельск
  • МКОУ «СОШ № 3» г. Козельск
  • МКОУ «ООШ № 4», г. Козельск
Куйбышевский Район
Людиновский Район
г. Малоярославец
  • МОУ СОШ № 1 г. Малоярославца
  • МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Малоярославца
Медынский Район
  • МКОУ «Кременская средняя общеобразовательная школа»
  • МКОУ «Передельская средняя общеобразовательная школа»
Мещовский Район
Мосальский Район
Перемышльский Район
Спас-Деменский Район
г. Сухиничи
  • МКОУ «Средняя школа № 1»
  • МКОУ «Средняя школа № 4»
Тарусский Район
Ульяновский Район
Ферзиковский Район
  • МОУ «Ферзиковская СОШ»
  • МКОУ «Дворцовская основная общеобразовательная школа»
Хвастовичский Район
Юхновский Район

Основные итоги

Эффекты, выявленные исследованиями
Образовательная
среда
Ключевые изменения в образовательной среде
62 проекта личностно-развивающей образовательной среды в 51 школе,
10 детских садах и 1 учреждении дополнительного образования Калужской области, разработанные при участии детей

и родителей, успешно

реализуются.

Образовательная среда
стала более творческой
В 2018 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития активного ребенка, преобладал только в 10% образовательных организаций первой волны, а в 2022 году — в 70%.
В среднем по региону

доля творческой среды

повысилась

на 21 п. п.

Доли догматической
и карьерной среды
сократились
Доли догматической и карьерной среды уменьшились на 10 п. п. каждая (по сравнению с данными входного исследования).
Дети

Вырос уровень креативности
и социально-эмоциональных навыков

По данным исследования, у 21% семиклассников
и 25% четвероклассников за год повысился уровень креативности. Стало больше четвероклассников с высоким уровнем развития
социально-эмоциональных навыков — «достижение цели» (+2 п. п.),
«работа с другими» (+2 п. п.), «управление эмоциями» (+21 п. п.).

Педагоги

Вырос уровень жизнестойкости,
мотивация стала продуктивнее

Управленцы и педагоги демонстрируют более высокий уровень жизнестойкости и значимо более низкий уровень непродуктивной внешней мотивации (по сравнению с усредненными входными показателями участников Программы).

Улучшились стили педагогического общения

Педагогам, участвующим в Программе, свойственно использовать благоприятные стили педагогического общения – вовлекающийся, подстраивающийся, направляющий и объясняющий.

Эффекты, отмеченные участниками

в 28 школах и детских садах выросло качество общения и взаимодействия всех участников образовательных отношений

в 22 отмечают повышение уровня социально-эмоциональных навыков детей

в 20 фиксируют повышение квалификации педагогов

в 20 отмечены позитивные изменения образовательной среды

в 19 улучшились взаимоотношения
с родителями

Узнать больше
Методики РЛП помогли объединить
педагогов в профессиональные сообщества
В 21 школе и детском саду сформировались профессиональные обучающиеся
сообщества — ПОС
В 21 образовательной организации из 62 участвующих в Программе по РЛП сложились профессиональные обучающиеся сообщества (ПОС), в них вовлечены более 380 педагогов. Популярные направления работы ПОС в регионе — повышение компетентности педагогов и формирование компетенций «4К» у обучающихся.
Налажен обмен опытом между образовательными организациями по созданию личностно-развивающей образовательной среды
4 образовательные организации делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды
на всероссийском и межрегиональном уровнях, 4 — на региональном, 6 – на муниципальном.
839 участников и 6 спикеров представляли Калужскую область на трех Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги проходит постоянный семинар
«Формирование личностно-развивающей образовательной среды школы: от теории к практике».
Сотрудники МБДОУ № 60 «Колосок» г. Калуги на своей базе регулярно проводят региональную конференцию
«ДОУ — территория детства: тенденции и перспективы развития», муниципальный семинар-практикум «Создание ЛРОС в рамках реализации проекта „Вклад в будущее“», а также межрегиональный семинар по обмену опытом социально-эмоционального развития дошкольников среди дошкольных образовательных организаций — участников проекта.
Узнать больше
Выявлены лидеры в сфере
личностного развития детей
2 образовательные организации Калужской области в июне 2022 года получили статус
«Центр развития личностного потенциала»:
Определены лидеры в конкурсах Программы по РЛП
Проект создания личностно-развивающей образовательной среды «Вместе» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги вошел в топ-12 лучших идей проектов по оценкам экспертов Программы в 2019/20 учебном году.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги вошла в число финалистов конкурса на апробацию пространственного решения «Кубрик».
Л. А. Киндирова, воспитатель МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги, И. В. Серпинская и О. В. Мартынова, учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги, стали финалистами Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности».
Достигнуты успехи в других конкурсах
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги присвоен статус муниципального опорного образовательного учреждения «Развитие личностного потенциала всех участников образовательных
отношений в рамках реализации общешкольного проекта „Школа ЛРОСТА“».
Учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Калуги И. А. Толкачева и Т. В. Скработун представили мастер-класс «Проектирование урока, направленного на формирование 4К компетенций» в финале городского фестиваля-конкурса школьных методических служб.
Участие в федеральных проектах
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги присоединилась к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ по направлению «Сетевое и партнерское взаимодействие ОО в рамках реализации Рабочей программы воспитания с акцентом на развитии личностного потенциала».
Узнать больше
Развитие личностного потенциала стало новым
направлением научно-методической работы

В 21 образовательной организации сложились практики, интересные
и полезные для всей Программы.

Примеры проектов:

  • «Человек среди людей», «В школе – как дома», «У тебя есть голос» (МБОУ «СОШ № 7» города Обнинска)
  • Каскад проектов «Дети – детям» (МБОУ «Гимназия № 19»
    г. Калуги)
  • педагогические мастерские «Вместе переживаем и играем»
    (МБДОУ № 45 г. Калуги)

 

Появились новые разработки

  • Методические рекомендации для педагогов «Использование развивающей предметно-пространственной образовательной среды в дошкольной организации, как основа эмоционального развития ребенка» (МБДОУ № 60 «Колосок» г. Калуги)
  • Мультфильмы, созданные совместно с воспитанниками
    (МБДОУ № 60 «Колосок» г. Калуги)
  • Серии стартапов по квест-игре в детском саду с использованием цифровых технологий (МБДОУ № 60 «Колосок» г. Калуги)
  • Программа корпоративного обучения педагогов «Своя колея»
    (МОУ средняя общеобразовательная школа № 4
    г. Малоярославца)
  • «Детская универсальная STEAM-лаборатория» по развитию познавательной активности и творческой самореализации, самоактуализации воспитанников (МБДОУ № 94 г. Калуги)
  • Семейный центр «Родитель+» (МБДОУ № 94 г. Калуги)
  • Программа по взаимодействию с родителями «Содружество “Ракеты”» (МБДОУ № 15 «Ракета» г. Калуги)
Узнать больше

Методики РЛП используются для разработки и реализации рабочих программ воспитания

В 48 школах методические материалы Программы по РЛП используются при реализации задач воспитания.

Говорят участники Программы

Полная версия отчета

Скачать отчёт одним архивом
Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен