Ульяновская область

Отчёт Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализовывалась в Ульяновской области с 2019 по 2023 год в рамках соглашения между Ульяновским отделением № 8588 ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области.
Оператор Программы РЛП — Областное государственное автономное учреждение «Институт развития образования» (ОГАУ «Институт развития образования»).

Ключевые факты

13 700
детей
533
педагога
250
управленцев ОО
13
наставников
15
членов региональной обучающей и сопровождающей команды
15
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы РЛП
48
школ
13
детских садов
2
организации дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Ульяновск
20
Города и районные центры
15
Сёла и деревни
28
Ульяновск
  • МБДОУ № 18
  • МБДОУ № 80 «Аист»
  • МБОУ «Гимназия № 34»
  • МБОУ «Средняя школа № 27»
  • МБОУ «Средняя школа № 50 имени Д. С. Сухорукова»
  • МБОУ «Лицей № 11»
  • МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45»
  • МБОУ «Начальная школа № 200»
  • МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов»
  • МБОУ г. Ульяновска «Лицей № 40 при УлГУ»
  • МБОУ гимназия № 33
  • МБОУ гимназия № 65
  • МБОУ гимназия № 79
  • МБОУ КШ № 7 им. В. В. Кашкадамовой
  • МБОУ СШ № 17
  • МБОУ СШ № 52
  • МБОУ СШ № 15
  • МБОУ СШ № 73 имени П. С. Дейнекина
  • ОГБУ ДО ДТДМ
  • Школа № 63
г. Димитровград
  • МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 “Сказка”»
  • МБОУ Городская гимназия
  • МБОУ Лицей № 25
  • МБОУ МПЛ
  • МБОУ СШ № 10
  • МБОУ СШ № 19 им. И. П. Мытарева
  • МБОУ УЛ
  • МБОУ УЛ структурное подразделение «Детский сад “Калейдоскоп”»
г. о. Новоульяновск
  • МДОУ детский сад «Колокольчик»
  • МОУ Криушинская СШ
  • МОУ Новоульяновская СШ № 1
Барышский район
  • МБДОУ д/с № 3 «Алёнушка» МО «Барышский район» Ульяновской области
  • МБОУ СОШ № 3 МО «Барышский район»
  • МОУ СОШ р. п. им. В. И. Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области
  • МОУ СОШ с. Новая Бекшанка МО «Барышский район» Ульяновской области
  • МОУ СОШ с. Заречное МО «Барышский район»
Вешкаймский район
  • МОУ Шарловская СШ им. Б. С. Борисова
Инзенский район
  • МБОУ Инзенская СШ № 4
Кузоватовский район
  • МОУ СШ № 1 р. п. Кузоватово
  • МОУСШ с. Еделево
Майнский район
  • МОУ Игнатовская СОШ
Мелекесский район
  • МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М. Н. Костина п. Новоселки»
  • МБОУ СШ № 1 р. п. Мулловка
  • МДОУ «Детский сад “Солнышко” п. Новоселки»
  • ОГБУ ДО «ДООЦ Юность»
Новоспасский район
  • МОУ «Коптевская ОШ»
Павловский район
  • МБОУ Павловская СШ № 1
Радищевский район
  • МОУ «Ореховская СШ»
Сенгилеевский район
  • МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко»
  • МОУ Красногуляевская СШ
  • МОУ СШ г. Сенгилея
Старомайнский район
  • МДОУ Старомайнский д/с «Солнышко»
  • МКОО Краснореченская СШ
  • МКОО Русскоюрткульская СШ им. А. И. Новикова
Сурский район
  • МОУ СШ р. п. Сурское
Тереньгульский район
  • МБДОУ Тереньгульский детский сад «Колосок»
Ульяновский район
  • МДОУ «Большеключищенский детский сад “Золотой ключик”»
  • МДОУ «Ишеевский детский сад “Ромашка”»
  • МОУ Зеленорощинская средняя школа
  • МОУ Ундоровский лицей
Цильнинский район
  • МДОУ Большенагаткинский детский сад «Ромашка» МО «Цильнинский район»
Чердаклинский район
  • МОУ Крестовогородищенская СШ
  • МОУ Октябрьский сельский лицей

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В 2019 году в 100 % образовательных организаций преобладал карьерный тип среды, в 2023 году в 75 %ОО стал доминировать творческий. В среднем в исследуемых ОО доля творческой среды повысилась на 12,1 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года средовые показатели увеличились на 1,3 балла/параметр. В частности, повысились широта, структурированность, когерентность, доминантность, интенсивность среды.
Новые события и практики обогатили образовательную среду
В образовательных организациях сложилась традиция «Круг радости», работает родительский клуб «Семья+», проходят занятия «Я покажу — вы повторите, определите, объясните».

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 25 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 480 педагогов. В школах и детских садах развивается культура
совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 21 организации сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ «Гимназия № 34» (г. Ульяновск)
Директор: Черкашина Виктория Викторовна
МБОУ МПЛ (г. Димитровград)
Директор: Дырдин Денис Александрович
МОУ «Зеленорощинская средняя школа» (п. Зеленая Роща)
Директор: Плаксина Надежда Васильевна
МБОУ «Начальная школа № 200 имени А. В. Горбатова» (г. Ульяновск)
Директор: Требухова Тамара Николаевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 “Сказка”» (г. Димитровград)
Заведующий: Портнова Светлана Владимировна

Финалисты и призёры конкурсов Программы

Проект «Создание творческой личностно-развивающей образовательной среды в сообществе участников образовательной деятельности “ЭмоционариУМ”» МБОУ МПЛ (г. Димитровград) вошел в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — Д. А. Дырдин).

МБОУ гимназия №33. г. Ульяновск и МОУ «Зеленорощинская средняя школа» — финалисты конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационных площадок Программы РЛП в 2020 году.

Лидеры формирования культуры РЛП выходят на региональный и федеральный уровень

МОУ «Зеленорощинская средняя школа» присоединилось к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ по проекту «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» (2022).

МБОУ «Гимназия № 34» в 2022/23 учебном году работало в статусе региональной опорной площадки по теме «Развитие креативности, критического мышления, коммуникативности, кооперации школьников на уроках и во внеурочной деятельности», организовало 3 семинара и 4 вебинара для 27 школ, участвующих в Программе РЛП.

Достигнуты успехи в конкурсах

Призовые места на Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов «Территория генерации новых идей» в номинации «Инновационный менеджмент в образовании» в 2021 и 2022 годах занимали: МОУ «Зеленорощинская средняя школа» (п. Зеленая Роща), МБОУ СШ № 52 (г. Ульяновск), МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Ульяновск).

Команда МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» (г. Ульяновск) с проектом «Палитра эмоций» (направление «Эмоциональное развитие школьников») стала победителем в конкурсе «Здоровое движение» Всероссийского спортивного фестиваля.

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственно-предметные решения

Самые распространенные изменения в образовательных организациях региона — зонирование помещений (для отдыха, творчества, игры, совместной деятельности), создание медиастудий, лабораторий, арт-пространств. Во многих школах и детских садах появились «Открытая стена», «Измеритель эмоций».

Например, это проекты «Весёлая переменка», «Открытая стена», «Галерея», «Буккросинг» в МБОУ Городская гимназия (г. Димитровград).

Экраны достижений «Сотрудник месяца», «Открытие года», «Лучшая профессиональная идея (идея дня)» — новшества в ОГБУ ДО «ДООЦ Юность» (с. Бригадировка).

В МДОУ «Ишеевский детский сад “Ромашка”» (р. п. Ишеевка) появились открытая «Стена творчества» для изображения замыслов, «Мастерская Самоделкина» для моделирования изделий из старых предметов, «Центр красоты» по изготовлению украшений и поделок, «Копилка» для перевоплощения в сказочные образы, людей разных профессий. Создана «Научная лаборатория» для экспериментальных и исследовательских работ.

МОУ «Зеленорощинская средняя школа» (п. Зеленая роща) провело редизайн филиала — детского сада «Дубравушка».

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Вырос уровень мотивации

На 11 б. стал выше уровень ответственности у управленцев школ и детских садов, в среднем на 3 б. — позитивной профессиональной мотивации. На 5,8 б. снизилась амотивация (отсутствие мотивации).

На 2,5 б. снизилась непродуктивная внешняя мотивация у педагогов, на 3,6 б. — у управленцев.

Повысились жизнестойкость и качество рефлексии

Зафиксирован рост общего показателя жизнестойкости у управленцев (на 13,8 б.) и таких её компонентов, как контроль и вовлеченность, а также системной рефлексии (на 9,8 б.).

Узнать больше

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
84 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
В 98 % ОО регулярно используют ресурсы Программы РЛП, среди которых:
– учебно-методический ресурс «Школа возможностей»,
каталог образовательных решений.
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
Представители 63 образовательных организаций делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на муниципальном уровне, 42 — на региональном, 4 — на межрегиональном, 3 — на федеральном.

Сотрудники МБОУ «Гимназия № 34» и МБОУ «Начальная школа № 200» (г. Ульяновск) провели двухдневный семинар по темам Программы РЛП (2022).

Во Всероссийской научно-практической конференции «Детский сад, школа, вуз: психолого-педагогическое сопровождение развития личности» в 2022 году участвовали педагоги МДОУ Большенагаткинский детский сад «Ромашка» МО «Цильнинский район» (с. Большое Нагаткино).

В МБОУ Павловской СШ № 1 прошел региональный семинар, на котором участники Программы РЛП продемонстрировали внеурочные занятия по развитию эмоционального интеллекта детей (2023).

РОСК Ульяновской области организовала 4 региональных события для участников Программы РЛП, к которым присоединились 310 человек. В пленуме «Развитие личностного потенциала обучающихся как средство повышения качества образования» участвовали представители 49 образовательных организаций региона.
Педагоги участвуют в событиях Программы
6 заявок подали педагоги ОО Ульяновской области на Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала», 3 из них — от МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 “Сказка”» (г. Димитровград).

5 методических разработок — на I и II Всероссийский фестиваль «Через чтение к развитию личности».

1260 участников и 7 спикеров представляли Ульяновскую область на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

4 управленца и педагога ЦРЛП рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте центров развития личностного потенциала (2023).

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

Финалистами I Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности» стали И. А. Малышева и А. Ю. Нуруллова (МБОУ «Гимназия № 34», г. Ульяновск), их разработка опубликована на сайте хрестоматии по развитию личностного потенциала; II — эти же педагоги, а также Е. А. Назарова (МБОУ «Средняя школа № 27», г. Ульяновск) и И. А. Благова (МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 “Сказка”», г. Димитровград).

Практика «Круг радости» (Л. В. Печкина, филиал МОУ «Зеленорощинская средняя школа» — детский сад «Дубравушка» (п. Зеленая Роща)) рекомендована экспертами к публикации в электронном сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала».
Победители конкурсов

А. М. Соколов (МБОУ «Гимназия № 34», г. Ульяновск) стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2021».

Ю. В. Шептунова (МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М. Н. Костина п. Новоселки») в 2022 году заняла 1-е место в областном конкурсе «Педагогический дебют» (номинация «Педагог-психолог»).

Я. Ю. Богомолова (МБОУ «Начальная школа № 200», г. Ульяновск) — 2-е место в областном конкурсе «Лучший педагог-психолог» в 2022 году.

Н. Ю. Семенова (филиал МОУ «Зеленорощинская средняя школа» — детский сад «Дубравушка» (п. Зеленая Роща)) отмечена специальным призом жюри в областном конкурсе «Воспитатель года – 2023».
Авторы публикаций

В 2021 году опубликован сборник статей: Развитие личностного потенциала: опыт региона / Под общ. ред. Л. Г. Чаевцевой. Ульяновск: ОГАУ «ИРО», 2021. – 64 с.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

Занятия по УМК «Школа возможностей» в 27 образовательных организациях проводятся на занятиях педагога-психолога, в 23 — во внеурочной деятельности, в 22 — на классных часах.

40 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Например, в МБДОУ Тереньгульский детский сад «Колосок» (г. Ульяновск, р. п. Тереньга) проводят занятия по развитию эмоционального интеллекта.

В МОУ «Зеленорощинская средняя школа» проводится внеурочная деятельность «Познай себя» для учеников начальных классов; в дошкольных группах уделяется внимание социально-эмоциональному развитию детей.

Яркими событиями стали «День школьника» в МБОУ «Гимназия № 34» (г. Ульяновск), занятие-тренинг «Образ Я» в МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М. Н. Костина п. Новоселки» и психологический КВН в МБОУ МПЛ (г. Димитровград).

Позитивные эффекты в развитии детей

Развиваются социально-эмоциональные навыки

У детей, которые проходили курс «Социально-эмоциональное развитие», наблюдается значимый рост навыков «Достижение цели», «Работа с другими» «Управление эмоциями» (в среднем на 0,35 б.).

Вырос уровень креативности и навыков коммуникации и кооперации у детей

На 16 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем креативности (показатель «Оригинальность при создании несуществующего объекта»), на 3 п. п. — с продвинутым уровнем коммуникации, на 3 п. п. — кооперации.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей фиксируют в 80 %ОО.

Говорят участники Программы

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен