Воронежская область

Отчёт о реализации Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала реализуется в Воронежской области с 2019 по 2023 год в рамках соглашения между филиалом Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Департаментом образования, науки и молодёжной политики Воронежской области.
Оператор Программы РЛП — Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н. Ф. Бунакова» (ВИРО   им. Н. Ф. Бунакова).

Ключевые факты

20 100
детей
876
педагогов
341
управленец ОО
31
наставник
25
членов региональной обучающей и сопровождающей команды
18
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы РЛП
76
школ
16
детских садов
1
организация дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Воронеж
23
Города и районные центры
24
Сёла и деревни
46
г. Воронеж
  • ГБУ ДО ВО «ЦИКДиМ “Кванториум”»
  • МБДОУ «Детский сад № 119»
  • МБДОУ «Детский сад № 192»
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 108»
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 91»
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 81»
  • МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 50»
  • МБДОУ «ЦРР – детский сад № 128»
  • МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 103»
  • МБОУ «СОШ № 101»
  • МБОУ «СОШ № 105»
  • МБОУ гимназия № 2
  • МБОУ Гимназия им. А. Платонова
  • МБОУ Лицей № 8
  • МБОУ СОШ № 16
  • МБОУ СОШ № 22
  • МБОУ СОШ № 27
  • МБОУ СОШ № 36
  • МБОУ СОШ № 5 им. К. П. Феоктистова
  • МБОУ СОШ № 83
  • МБОУ СОШ № 76
  • МБОУ школа № 34
  • МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»
г. Нововоронеж
  • МКОУ «Каменноверховская ООШ»
  • МКОУ Нововоронежская СОШ № 3
г. Борисоглебск
  • МБОУ БГО СОШ № 5
  • МБОУ БГО СОШ № 6 г. Борисоглебска
  • МКДОУ БГО Детский сад № 21 комбинированного вида
Аннинский район
  • МБОУ Аннинская СОШ № 3
  • МКОУ Садовская СОШ № 2 (с сентября 2022 года присоединена к МКОУ Садовская СОШ № 1)
  • МКОУ Садовская СОШ № 1
Бобровский район
  • МБДОУ «Слободской детский сад “Пряничный домик”»
  • МБОУ Хреновская СОШ № 1
  • МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева (включая структурное подразделение детский сад)
Богучарский район
  • МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
  • МКОУ «Залиманская ООШ»
  • МКОУ Липчанская ООШ
Бутурлиновский район
  • МБОУ Бутурлиновская СОШ
  • МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4
Верхнемамонский район
  • МБОО «Лицей села Верхний Мамон»
  • МКОУ «Нижнемамонская ООШ»
Верхнехавский район
  • МКДОУ «Детский сад ОВ с. Углянец»
  • МКОУ «Углянская СОШ»
Воробьевский район
  • МКОУ «Поселковая СОШ»
Грибановский район
  • МКОУ Грибановская СОШ № 3
Калачеевский район
  • МБОУ Заводская СОШ
  • МБОУ Калачеевская СОШ № 6
Каменский район
  • МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Кантемировский район
  • МБОУ Кантемировская СОШ № 2
  • МБОУ Митрофановская СОШ
Каширский район
  • МКОУ «Солонецкая ООШ»
Лискинский район
  • МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП»
  • МБОУ СОШ № 4 г. Лиски
  • МКДОУ «Детский сад № 10»
  • МКОУ Дивногорская СОШ
  • МКОУ Дракинская СОШ
Нижнедевицкий район
  • МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»
Новоусманский район
  • МБДОУ «ЦРР – детский сад № 3»
  • МБОУ «Новоусманский лицей»
  • МБОУ «Новоусманская СОШ № 3»
  • МКОУ «Отрадненская СОШ»
Новохопёрский район
  • МКОУ «Каменка-Садовская ООШ»
  • МКОУ «Краснянская СОШ»
Ольховатский район
  • МКОУ Марченковская ООШ
Острогожский район
  • МКДОУ детский сад № 8
  • МКОУ СОШ № 6
  • МКОУ СОШ № 2
Павловский район
  • МБОУ Воронцовская СОШ
  • МКОУ Елизаветовская СОШ
  • МКОУ Петровская СОШ
Панинский район
  • МКОУ Октябрьская ООШ
  • МКОУ Тойдинская СОШ
Петропавловский район
  • МКОУ Старомеловатская СОШ
Поворинский район
  • МБОУ «СОШ № 2» г. Поворино
  • МКОУ «Песковская СОШ»
Подгоренский район
  • МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2»
  • МКОУ Сагуновская СОШ
  • МКОУ Сергеевская СОШ
Рамонский район
  • МКОУ «Рамонский лицей» им. Е. М. Ольденбургской
  • МКОУ Яменская СОШ
Репьёвский район
  • МБОУ Репьёвская школа
Россошанский район
  • МБОУ СОШ № 2 г. Россоши
  • МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 г. Россоши
  • МКОУ Поповская СОШ имени Героя Советского Союза Н. К. Горбанева
  • МКОУ СОШ № 24 г. Россоши
  • МКОУ СОШ № 1 г. Россоши
Таловский район
  • МКОУ 1-Абрамовская СОШ
  • МКОУ Высоковская СОШ
  • МКОУ Таловская СОШ
Терновский район
  • МКОУ Терновская СОШ № 1
Хохольский район
  • МБОУ «Хохольский лицей»
  • МКОУ «Староникольская СОШ»
Эртильский район
  • МКОУ «Эртильская СОШ № 1»

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В период вхождения в Программу РЛП лишь в 1 из 5 исследуемых образовательных организаций преобладал творческий тип среды, в 2023 году — уже во всех 5. В среднем по региону доля творческой среды повысилась на 24,27 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года увеличились все средовые показатели: интенсивность, осознаваемость, мобильность, безопасность, устойчивость и др.
Новые события и практики обогатили
образовательную среду
Педагогические коллективы стали более сплоченными, формируются органы школьного самоуправления, в процесс изменений активно вовлекаются родители.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 29 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 785 педагогов. В школах и детских садах развивается культура
совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 28 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ «Хохольский лицей», р. п. Хохольский
Директор: Ельчанинова Светлана Анатольевна
МБОУ «СОШ № 101», г. Воронеж
Директор: Сунцова Татьяна Леонидовна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 128», г. Воронеж
Заведующий: Савина Светлана Юрьевна

Финалисты и призёры конкурсов Программы

Команда МБОУ «СОШ № 101» (г. Воронеж) разработала проект создания личностно-развивающей образовательной среды «Среда на УРА (успех, развитие, активность)», который, по мнению экспертов Программы, вошел в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — Т. Л. Сунцова).

Лидеры формирования культуры РЛП выходят на региональный и федеральный уровень

МБОУ «СОШ № 101» (г. Воронеж) присоединилось к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ по проекту «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» (2022). В этой школе на региональном уровне действует авторская стажировочная программа «Особенности разработки и реализации основной образовательной программы образовательной организации как основы формирования личностно-развивающей образовательной среды».

Достигнуты успехи в конкурсах

Команда МБОО «Лицей села Верхний Мамон» в 2021 году стала призёром дистанционного этапа Всероссийской метапредметной олимпиады «Команда большой страны», в 2022 — лауреатом регионального конкурса профессионального мастерства педагогов «Создание вовлекающего образовательного контента естественно-научной направленности».

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственно-предметные решения

Самые распространенные изменения в образовательных организациях региона — создание тематических пространств, центров детских инициатив, творческих лабораторий и студий, переоформление рекреаций. Во многих школах и детских садах появилась «Открытая стена».

Например, в МБОУ «Хохольский лицей» (р. п. Хохольский) функционируют центры проектной и исследовательской деятельности, дистанционного обучения, Globul, «ХАБЛ», «Точка роста», а также сетевой психолого-педагогический консультационный центр. Созданы тематические зоны для интерактивных форм деятельности.

МБОУ «СОШ № 101» (г. Воронеж) реализует проект «Умные стены» (часть проекта «Среда на УРА (успех, развитие, активность)»): оформлены рекреации 1-го этажа, выделены предметная (химия) и краеведческая (зоопарк) зоны, мотивационная зона. Появились измерители эмоций и настроения, игровые панели, открытые мини-стены. Продолжается создание именного кабинета (И. Бунин). Открыто школьное кафе.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Вырос уровень мотивации

В среднем на 3,5 б. стал выше уровень позитивной мотивации управленцев школ и детских садов. У педагогов на 2,7 б. снизилась непродуктивная внешняя мотивация.

Повысились ответственность, осознанность, системная рефлексия и самоконтроль

У управленцев отмечается повышение ответственности (на 13,1 б.), осознанности (на 2 б.), системной рефлексии (на 15 б.), самоконтроля (на 4,4 б.).

Снизилась категоричность в оценивании других

Показатель неконструктивной установки на заданность интеллекта у педагогов снизился на 1 б.

Повысилась жизнестойкость

Зафиксирован рост общего показателя жизнестойкости у управленцев (на 17,6 б.) и таких её компонентов, как принятие риска, контроль и вовлеченность. На 2,1 б. повысилась готовность к риску у педагогов.

Узнать больше

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
79 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
В 97 % ОО регулярно используют ресурсы Программы РЛП, среди которых:
– учебно-методический ресурс «Школа возможностей»;
хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала;
– коллекция мультфильмов «Смотрим вместе».
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
Представители 19 ОО делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на муниципальном уровне, 7 — на региональном, 2 — на межрегиональном, 12 — на федеральном.

Сотрудники МБОУ «СОШ № 101» (г. Воронеж) вместе с РОСК разработали программу повышения квалификации «Особенности разработки и реализации основной образовательной программы школы как основы формирования личностно-развивающей образовательной среды», которая реализовывалась для управленческих команд школ Воронежской области в 2022 году.

В МБОО «Лицей села Верхний Мамон» состоялся муниципальный семинар «Центр образования цифрового и гуманитарного профилей “Точка роста” и “Цифровая образовательная среда” как средство развития личностного потенциала обучающихся».

В МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП» (р. п. Давыдовка) прошли круглый стол «Критерии KPI как фактор развития инициативы педагогов» и кейсориум «Среда развития 4К в образовательной организации».

РОСК Воронежской области организовала 6 региональных и 1 межрегиональное событие для участников Программы РЛП, в которых приняли участие 1236 человек. Среди этих событий:
– серия вебинаров для образовательных организаций Воронежской области по формированию функциональной грамотности через Программу по развитию личностного потенциала (2022, участники — более 100 образовательных организаций региона);
– международный фестиваль инновационных практик «Развитие человека: условия становления личности в образовании» (2022).
Педагоги участвуют в событиях Программы
37 педагогов Воронежской области вовлечены в фестивальное движение Программы РЛП — это один из наиболее высоких показателей среди регионов-участников.

15 заявок поступило от Воронежской области на Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала».

5 методических разработок — на I и II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

750 участников и 1 спикер представляли Воронежскую область на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

2 управленца рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте центров развития личностного потенциала (2023).

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

Финалистами I и II Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности» стали Н. В. Лахина (МБОУ «СОШ № 101», г. Воронеж), Н. А. Семеновская, Е. В. Быкова, Л. Н. Попова, М. А. Нетесова (МКДОУ «Детский сад № 10», г. Лиски). Эксперты рекомендовали методические разработки Н. В Лахиной, М. А. Нетесовой, Н. А. Семеновской и Е. В. Быковой к публикации на сайте хрестоматии по развитию личностного потенциала.
2 практики отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала»:
– «Город возможностей» (М. Ю. Солнцев, МБОУ «Хохольский лицей», р. п.  Хохольский);
– «Программа по адаптации 1-го класса “Я пришел в этот мир”» (А. И. Веретенник, А. С. Фоменко, МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП», р. п. Давыдовка).
Авторы публикаций

Педагоги МБОУ школа № 34 (г. Воронеж):
Создание комплексной личностно-развивающей образовательной среды на основе наглядно-смысловых ситуаций, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся (на основе курса «Обучение с фотоаппаратом»): учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. И. Бондарева, И. А. Дендебера, С. В. Дендебер, Н. П. Харьковского. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. — 112 с.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

Занятия по УМК «Школа возможностей» в 35 образовательных организациях проводятся во внеурочной деятельности, в 34 — на занятиях педагога-психолога, в 28 — на классных часах.

59 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Например, учебно-методические комплекты Программы РЛП внедрены на всех ступенях образования в МБОУ «Хохольский лицей» (р. п. Хохольский).

Педагоги-психологи МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП» (р. п. Давыдовка) реализуют программу адаптации первоклассников «Я пришел в этот мир», используя УМК «Социально-эмоциональное развитие детей», «Палитру эмоций» и «Квадрат настроения».

Идеи и ресурсы Программы РЛП используются при подготовке событий недели психологии в МКОУ «Богучарская СОШ № 1» (г. Богучар) и МКОУ Липчанская ООШ (с. Липчанка).

Позитивные эффекты в развитии детей

Развиваются социально-эмоциональные навыки

У детей, которые проходили курс «Социально-эмоциональное развитие», наблюдается значимый рост навыков «Достижение цели», «Работа с другими», «Управление эмоциями» (в среднем на 0,45 б.).

Вырос уровень критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации

Процент четвероклассников с продвинутым уровнем критического мышления увеличился на 13 п. п., креативности (показатель «Детальность проработки идеи») — на 8 п. п., коммуникации — на 18 п. п., кооперации — на 22 п. п.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей фиксируют в 75 % ОО.

Говорят участники Программы

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен