Ярославская область

Отчет Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализуется в Ярославской области
с 2018 по 2022 гг. в рамках соглашения между Ярославским отделением ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и Департаментом образования Ярославской области.
Оператор Программы — Институт развития образования Ярославской области (ГАУ ДПО ЯО ИРО)
Ярославская область в числе первых вступила в Программу по развитию личностного потенциала в 2018/19 учебном году. Управленческие команды 11 образовательных организаций и преподаватели Института развития образования оказались в числе первопроходцев, которые стали экспертами всех учебно-методических материалов Программы.

В рамках мастерских по обмену опытом и экспертизы образовательных практик в области обучения и воспитания сложилось профессиональное взаимодействие между сотрудниками Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ и преподавателями Ярославской области, которые выступали... Читать далее
Ярославская область в числе первых вступила в Программу по развитию личностного потенциала в 2018/19 учебном году. Управленческие команды 11 образовательных организаций и преподаватели Института развития образования оказались в числе первопроходцев, которые стали экспертами всех учебно-методических материалов Программы.

В рамках мастерских по обмену опытом и экспертизы образовательных практик в области обучения и воспитания сложилось профессиональное взаимодействие между сотрудниками Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ и преподавателями Ярославской области, которые выступали наставниками, авторами учебно-методических разработок, ведущими вебинаров и занятий в рамках обучения педагогических команд. Ежегодно проводились совместные образовательные события регионального, межрегионального и всероссийского уровней, делались совместные публикации и научные исследования.

В период пандемии образовательные организации – участники Программы показали свою жизнестойкость и стрессоустойчивость, продолжали реализовывать намеченные планы в единой системе управленческих, наставнических и педагогических проектов, направленных на изменение среды образовательных организаций, поддержку детских и взрослых инициатив.

Ярославская область является лидером по количеству образовательных организаций, ставших в 2022 году центрами развития личностного потенциала. Высокие экспертные оценки представленных на конкурсный отбор материалов позволяют говорить о системной работе, высоком потенциале для обмена опытом на всероссийском уровне. Сформировавшееся в Ярославской области сообщество управленцев, педагогов, обучающихся и родителей – фактор стабильности и развития системы образования Ярославской области в будущем.
Скрыть
Андрей Наумович Иоффе
Доктор педагогических наук, заведующий Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО ГАОУ ВО МГПУ
Когда в 2018 году было принято решение о пилотировании в Ярославской области Программы по развитию личностного потенциала, для нас было очевидно: чтобы Программа запустилась, нужна системная работа. Необходимо было создавать условия для проектирования и внедрения эффективных педагогических практик построения личностно-развивающей образовательной среды, которая будет способствовать развитию личностного потенциала и формированию компетенций XXI века у участников образовательных отношений. Читать далее
Когда в 2018 году было принято решение о пилотировании в Ярославской области Программы по развитию личностного потенциала, для нас было очевидно: чтобы Программа запустилась, нужна системная работа. Необходимо было создавать условия для проектирования и внедрения эффективных педагогических практик построения личностно-развивающей образовательной среды, которая будет способствовать развитию личностного потенциала и формированию компетенций XXI века у участников образовательных отношений. Именно на этих принципах силами объединенной команды фонда «Вклад в будущее», МГПУ и Института развития образования Ярославской области была запущена реализация Программы в регионе.

Спустя три года, подводя итоги, можно с уверенностью сказать: в 47 образовательных организациях сложилась образовательная среда, в центре которой – растущая и изменяющаяся личность ребенка. Результат не случаен. Во многом он обусловлен трансформацией управленческого подхода и изменением педагогического стиля организации образовательных отношений. Одним из сильных эффектов стало формирование у администраторов компетентности целостного проектирования образовательной среды. Но усилий одних только управленцев, чтобы такая среда функционировала в школе или саду, недостаточно – важна включенность педагогов. От учителей и воспитателей потребовалось переключение фокуса внимания с формальных учебных результатов на раскрытие и развитие личностных ресурсов детей.

Сегодня ярославский опыт реализации Программы по развитию личностного потенциала по праву можно назвать одним из самых результативных и имеющих практическую значимость, что дает опору для его тиражирования в других регионах. Скрыть
Екатерина Александровна Хаустова
Руководитель Программы по развитию личностного потенциала

Ключевые факты

14 200
детей
583
педагога
204
управленца ОО
67
наставников
18
членов региональной обучающей и сопровождающей команды
14
региональных преподавателей
подготовлены для реализации Программы
9
детских садов
38
школ

География
образовательных
организаций

Ярославль
22
Города и районные центры
17
Села и деревни
8
Ярославский Район
  • МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинского, р. п. Лесная Поляна
  • МОУ Спасская СШ, с. Спас-Виталий
  • МОУ СШ им. Ф. И. Толбухина, с. Толбухино
  • МДОУ № 3 «Ивушка», п. Ивняки
  • МОУ СШ п. Ярославка
Ярославль
  • МДОУ «Детский сад № 8»
  • МДОУ «Детский сад № 10»
  • МДОУ «Детский сад № 25»
  • МДОУ «Детский сад № 55»
  • МДОУ «Детский сад № 57»
  • МДОУ «Детский сад № 170»
  • МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»
  • Средняя школа № 8
  • Средняя школа № 11
  • Средняя школа № 12
  • Средняя школа № 13
  • Средняя школа № 14
  • Средняя школа № 17
  • Средняя школа № 39
  • Средняя школа № 52
  • Средняя школа № 71
  • Средняя школа № 74
  • Средняя школа № 75
  • Средняя школа № 77
  • Средняя школа № 81
  • Средняя школа № 88
  • Средняя школа № 99
Большесельский Район
Борисоглебский Район
Брейтовский Район
Гаврилов-Ямский Район
  • Средняя школа № 1
  • МОУ СШ № 3 г. Гаврилов-Яма
Даниловский Район
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 12
  • МБОУ Скоковская средняя школа, д. Туфаново Даниловского МР
Любимский Район
Мышкинский Район
  • МДОУ детский сад «Тополёк»
  • МОУ Мышкинская СОШ
Некоузский Район
Некрасовский Район
Первомайский Район
Переславский Район
  • МОУ ОШ № 3 им. Сергея Сниткина
Пошехонский Район
Ростовский Район
  • МОУ СОШ № 3 г. Ростова
  • МОУ СОШ № 4 г. Ростова
  • МОУ «Школа имени Евгения Родионова», д. Судино Ростовского района
Рыбинский Район
  • СОШ № 6
  • СОШ № 29
  • МОУ Песоченская СОШ, п. Песочное, РМР
Тутаевский Район
  • МДОУ № 26 «Алёнушка»
  • МОУ лицей № 1
  • МОУ СШ № 4 «Центр образования» ТМР
  • МОУ Константиновская СШ, п. Константиновский ТМР
Угличский Район
  • МОУ «Гимназия № 1»
  • МОУ СОШ № 8

Основные итоги

Эффекты, выявленные исследованиями
Образовательная
среда
Фокус
изменений — на трансформацию образовательной среды
47 проектов личностно-развивающей образовательной среды разработаны и реализуются

в 47 школах и детских садах региона

с вовлечением педагогов,

детей, родителей

и местных

сообществ.

Образовательная среда стала более творческой
В 2018 году творческий тип среды преобладал только

в 11% образовательных организаций первой волны,

а в 2022 году – в 43%.


В среднем по региону

доля творческой среды

повысилась на 15 п. п.

Доли догматической и карьерной среды сократились
Доля догматической среды –

на 12 п. п., доля карьерной среды – на 5 п. п.
(по сравнению с данными входного исследования).

Дети

Вырос уровень креативности, критического мышления и социально-эмоциональных навыков

Ученики развивают креативность и критическое мышление. Например, по данным исследования, у 19% семиклассников за год повысился уровень креативности, у 35% – критического мышления.
Стало больше четвероклассников с высоким уровнем развития социально-эмоциональных навыков – «достижение цели» (+2 п. п.), «работа с другими» (+2 п. п.), «управление эмоциями» (+3 п. п.).

Педагоги

Вырос уровень мотивации, жизнестойкости и ответственности

Управленцы и педагоги демонстрируют значимо более высокий уровень идентифицированной мотивации, жизнестойкости
и ответственности (по сравнению с усредненными входными показателями участников Программы).

Улучшились стили педагогического общения

Педагогам, участвующим в Программе, свойственно использовать благоприятные стили педагогического общения – вовлекающийся, подстраивающийся, направляющий и объясняющий.

Эффекты, отмеченные участниками

в 35 школах и&#160детских садах отмечают повышение квалификации педагогов

в 32 учреждениях фиксируют повышение уровня социально-эмоциональных навыков детей

в 25 учреждениях развивается наставничество и&#160взаимообучение педагогов

в 22 учреждениях отмечены позитивные изменения образовательной среды

в 21 учреждении выросло качество общения и&#160взаимодействия всех участников образовательных отношений

Узнать больше
Сложились профессиональные сообщества на основе ценностей РЛП
В 37 школах и детских садах сформировались профессиональные обучающиеся сообщества – ПОС
В 37 образовательных организациях из 47 участвующих в Программе по РЛП сложились профессиональные обучающиеся сообщества – добровольные объединения педагогов, нацеленные на решение актуальных задач обучения и воспитания. В работу ПОС вовлечены более 600 педагогов. В школах и детских садах развивается организационная культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности, вовлекающая в управление ОО всех участников образовательных отношений: педагогов, управленцев, родителей, учащихся, местные сообщества.
Сформировалась сильная региональная обучающая и сопровождающая команда
6 членов РОСК вошли в федеральную команду преподавателей, модераторов и тренеров Программы и активно участвовали в федеральных событиях и инициативах.

В 2021 году РОСК Ярославской области вошла в число четырёх лучших региональных команд, а Е. Л. Измайлова, Г. Г. Гайнуллина, А. А. Кораблева были признаны лучшими членами РОСК.

Члены РОСК стали номинантами XXII Национального конкурса «Золотая психея» в номинации «Психологический инструмент года», представив идею марафона экспресс-вебинаров «И словом и делом».
Укрепилось межрегиональное сотрудничество
С 10 регионами установлены профессиональные связи (город Москва, Красноярский край, Калининградская, Липецкая, Новгородская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская области, Удмуртская Республика,
ХМАО-Югра).

РОСК организовала 9 межрегиональных событий, среди них – ежегодная межрегиональная дискуссионная площадка «Педсовет76.РФ», малая конференция «Развитие личностного потенциала основных участников образовательных отношений: практики сотрудничества», педагогический Meetup «Жизнь в проекте». К этим событиям присоединились 832 участника.
Ярославская команда организовала 157 событий для участников Программы
Участниками семинаров, мастерских, фестивалей, мастер-классов и других событий стали 923 человека. Самые значимые события: цикл онлайн-марафона «Свежий ветер», Фестиваль инновационных практик развития личностного потенциала.
Налажен обмен опытом между образовательными организациями по созданию ЛРОС
10 образовательных организаций делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на международном уровне, 22 – на федеральном, 9 – на межрегиональном, 19 – на региональном, 6 – на муниципальном.

951 участник и 7 спикеров представляли Ярославскую область на трех Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».
Узнать больше
Выявлены лидеры в сфере личностного развития детей
Центр развития личностного потенциала в Ярославской области
10 образовательных организаций Ярославской области в июне 2022 года получили статус «Центр развития личностного потенциала»
Финалисты и победители конкурсов Программы РЛП
Проект создания вдохновляющей личностно-развивающей образовательной среды МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова», г. Ярославль вошел в топ-12 лучших идей проектов по мнению экспертов Программы в 2019/20 учебном году (лидер команды – С. Ю. Каймакова).

МОУ «Школа имени Евгения Родионова» (д. Судино Ростовского района), МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова» и Средняя школа № 75 (г. Ярославль) стали финалистами конкурса на апробацию пространственного решения «Кубрик».

Н. Н. Медунова, воспитатель МДОУ «Детский сад № 25» (г. Ярославль) стала финалистом Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности».
Профессиональные конкурсы
МОУ «Школа имени Евгения Родионова» (д. Судино) – 1-е место в региональном конкурсе «Лучшие практики в региональной системе образования»; победитель в ХII Межрегиональном этапе XVIII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций с проектом «Расширяя горизонты» в 2020 году.

Ю. В. Родина, воспитатель дошкольных групп МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинского ЯМР, – победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в номинации «Педагогический дебют» в 2020 году. Она представляла свой опыт работы по теме «Создание эмоционально-комфортной образовательной среды в группе детского сада».
Продвижение проектов РПЛ в федеральных событиях
МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова», г. Ярославль присоединилась к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ по направлению «Сетевое и партнерское взаимодействие ОО в рамках реализации Рабочей программы воспитания с акцентом на развитии личностного потенциала».

СОШ № 6 (г. Рыбинск) – лауреат Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2021».

Директор средней школы № 52 (г. Ярославль) Е. А. Кирпичева – финалист конкурса на обучение по образовательной программе «Шаг развития школы» (Центр трансформации образования СКОЛКОВО).
Узнать больше
Развитие личностного потенциала стало новым

направлением в научно-методической деятельности

Региональный проект

Самой значимой региональной разработкой РОСК считает проект «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала».

 

Научно-практические публикации

РОСК и сотрудники образовательных организаций опубликовали серию материалов о развитии личностного потенциала.

Среди них: 

В информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» МУ ДПО «ИОЦ» (г. Тутаев) регулярно публикуются статьи сотрудников МОУ лицей № 1 и МОУ СОШ № 4 «Центр образования» ТМР.

 

Описанные кейсы и практики

В детских садах – участниках Программы по РПЛ собраны кейсы
по созданию среды развития «4К».

В 24 образовательных организациях сложились практики, интересные и полезные для всей Программы.

Среди них: 

  • «Позитивные единомышленники» (МОУ СШ п. Ярославка ЯМР)
  • Детское телевидение (МДОУ «Детский сад № 55»,
    г. Ярославль)
  • «Занимательные переменки» (Средняя школа № 12,
    г. Данилов)

и многие другие.

 

Открытие сетевой магистерской программы на основе опыта
и методик РПЛ

В 2020 году Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского
вошёл в состав исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» и в 2022 году открыл набор на первую сетевую магистерскую программу в образовании: персонализация
и цифровизация».

Узнать больше

Методики РЛП стали практическими инструментами для реализации задач воспитания

20 школ включили методические материалы Программы по РЛП в свои рабочие программы воспитания.

Говорят участники Программы

Видеоэкскурсии

Мы благодарим руководителей и педагогов МОУ Леснополянской НШ им. К. Д. Ушинского, р. п. Лесная Поляна, МДОУ «Детский сад № 57», г. Ярославль, МОУ «Школа имени Евгения Родионова», д. Судино Ростовского района, за подготовку сценариев видеоэкскурсий и возможность побывать у них в гостях.
«Здесь рождается будущее»
МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинского, р. п. Лесная Поляна
«Большие перемены в маленьком мире»
МДОУ «Детский сад № 57», г. Ярославль
«Расширяя горизонты»
МОУ «Школа имени Евгения Родионова», д. Судино Ростовского района

Полная версия отчета

Скачать отчёт одним архивом
Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен