Калининградская область

Отчёт Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализуется в Калининградской области с 2019 года в рамках соглашения между Калининградским отделением № 8626 ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Министерством образования Калининградской области.
Оператор Программы ― Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» (Калининградский областной институт развития образования).
С 2019 года наш регион включился в реализацию Программы по развитию личностного потенциала, которая помогает решать приоритетные задачи системы образования Калининградской области.

Сегодня в наших образовательных организация ведется работа по созданию личностно-развивающей среды. Среды, в которой условия становятся возможностями для реализации продуктивных идей управленческих команд, саморазвития педагогов, для индивидуализации обучения ребенка. Для нас важно, что эта среда создает условия для успешности и благополучия ребенка, его гармоничного развития, реализации его способностей сейчас и в будущем. Читать далее
С 2019 года наш регион включился в реализацию Программы
по развитию личностного потенциала, которая помогает решать приоритетные задачи системы образования Калининградской области.

Сегодня в наших образовательных организация ведется работа по созданию личностно-развивающей среды. Среды, в которой условия становятся возможностями для реализации продуктивных идей управленческих команд, саморазвития педагогов, для индивидуализации обучения ребенка. Для нас важно, что эта среда создает условия для успешности и благополучия ребенка, его гармоничного развития, реализации его способностей сейчас и в будущем.

Инновационность Программы заключается в комплексном подходе при создании среды для развития личностного потенциала в образовательных организациях. Изменения необходимо строить на измерении факторов развития, и диагностический инструментарий.

Программа помогает сделать процесс управления изменениями проектным и исследовательским.

Значительное место в Программе уделено повышению мастерства педагога, развитию его личностного потенциала через организацию профессиональных обучающихся сообществ. Это поддерживающая среда для профессионального и личностного развития учителя, формирования командного взаимодействия, направленного на эффективный поиск решения профессиональных затруднений. От успешности педагога во многом зависит успешность ребенка. Педагог – лидер изменений. Именно он строит взаимодействие на основе доверия и поддержки в классном коллективе, выполняет роль наставника в становлении личности ребенка, выстраивает партнерские отношения с родителями и реализует практики открытости во взаимодействии с современной семьей.

В Калининградской области 62 образовательные организации
реализуют управленческие и педагогические проекты, 12 из них вошли в федеральную сеть центров развития личностного потенциала, 6 являются региональными стажировочными площадками. По инициативе региона ещё 10 управленческих команд дошкольных учреждений пройдут обучение до конца 2023 года.

Сегодня мы видим перспективы взаимодействия с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» в продолжении начатой работы, расширении сети Центров развития личностного потенциала и открытии новых направлений сотрудничества в части изучения искусственного интеллекта и развития современных компетенций и цифровых навыков будущего. Скрыть
Светлана Сергеевна Трусенëва
Министр образования Калининградской области
Калининградская область и Фонд являются партнёрами с 2019 года, когда Министерство образования Калининградской области подало одну из лучших заявок на участие в Программе по развитию личностного потенциала (РЛП).

С того момента как регион присоединился к Программе, он по праву считается одним из лидеров в организации всесторонней деятельности по формированию личностно-развивающей образовательной среды и развитию личностного потенциала в системе образования.

Калининградский регион лидирует и по количеству центров развития личностного потенциала – 12 школ и детских садов стали флагманами построения уникальной организационной культуры, способствующей личностному развитию ребёнка и педагога. Читать далее
Калининградская область и Фонд являются партнёрами с 2019 года, когда Министерство образования Калининградской области подало одну из лучших заявок на участие в Программе по развитию личностного потенциала (РЛП).

С того момента как регион присоединился к Программе, он по праву считается одним из лидеров в организации всесторонней деятельности по формированию личностно-развивающей образовательной среды и развитию личностного потенциала в системе образования.

Калининградский регион лидирует и по количеству центров развития личностного потенциала – 12 школ и детских садов стали флагманами построения уникальной организационной культуры, способствующей личностному развитию ребёнка и педагога.

Калининградская область – один из немногих регионов, где методики РЛП интегрированы во все ступени подготовки педагогов. Помимо Калининградского областного института развития образования, реализующего программы повышения квалификации, к Программе РЛП присоединился Педагогический колледж из Черняховска.

Скоро в Программу РЛП будут включены и образовательные организации региона с психолого-педагогическими классами. Кроме того, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, вошедший в исследовательский консорциум “Развитие личностного потенциала в образовании”, открыл
сетевую магистерскую программу “Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация”, на которую был конкурс свыше 5 человек на место.

В регионе завершился первый трехлетний цикл реализации Программы РЛП, но не сама Программа. В планах – совместные инициативы по вовлечению семейной аудитории в деятельность школ, по развитию психологической
культуры педагогов и др. О достижениях Программы РЛП в Калининградской области читайте в нашем совместном отчете. Скрыть
Положевец Пётр Григорьевич
Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
Петр Григорьевич Положевец
Ценность Программы заключается прежде всего в актуализации вопросов личностного развития обучающихся и педагогов, в серьезной научной проработке предлагаемых методов и подходов.

Комплексный подход Программы по развитию личностного потенциала позволил расширить наши региональные практики в области доказательного образования, предъявить некоторую положительную динамику в развитии качества образования.

Программа дала новый импульс развитию более четверти образовательных организаций региона, позволила выделить флагманов регионального образования. Читать далее
Ценность Программы заключается прежде всего в актуализации вопросов личностного развития обучающихся и педагогов, в серьезной научной проработке предлагаемых методов и подходов.

Комплексный подход Программы по развитию личностного потенциала позволил расширить наши региональные практики в области доказательного образования, предъявить некоторую положительную динамику в развитии качества образования.

Программа дала новый импульс развитию более четверти образовательных организаций региона, позволила выделить флагманов регионального образования. Сегодня ― как внутри региона, так и за его пределами ― эти школы стали инновационными площадками для распространения опыта построения личностно-развивающей среды, создания условий для продуктивного взаимодействия в педагогическом коллективе. Особенно важно, что Программа помогла сформировать новое профессиональное сообщество педагогов и наставников, увлечённых вопросами развития личностного потенциала в образовании.

Всё это позволило Институту создать новую образовательную инфраструктуру в системе дополнительного профессионального образования, которая сможет решать задачи развития педагогических кадров и управленческих команд. Скрыть
Лилия Алексеевна Зорькина
Ректор Калининградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук

Ключевые факты

22 000
детей
628
педагогов
263
управленца ОО
80
наставников
50
членов региональной обучающей и сопровождающей команды
45
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы РЛП
49
школ
10
детских садов
3
организации дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Калининград
15
Города и районные центры
28
Сёла и деревни
19
Калининград
  • ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ
  • МАДОУ ЦРР д/с № 133
  • МАОУ гимназия № 40 им. Ю. А. Гагарина
  • МАОУ лицей № 17
  • МАОУ лицей № 49 г. Калининграда
  • МАОУ лицей № 23
  • МАОУ СОШ № 28
  • МАОУ СОШ № 31
  • МАОУ СОШ № 57
  • МАОУ СОШ № 58
  • МАОУ СОШ № 10
  • МАОУ СОШ № 16
  • МАОУ СОШ № 19
  • МАОУ СОШ № 24
  • МАОУ СОШ № 25 с УИОП
Балтийский
  • МАУДО ДДТ г. Балтийска
  • МБДОУ д/с № 2
  • МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени К. В. Покровского
  • МБОУ лицей № 1 города Балтийска
  • МБОУ СОШ № 4
  • МБОУ СОШ № 5
Пионерский
  • МБОУ СОШ г. Пионерского
Светлогорский
  • МАОУ «СОШ № 1 г. Светлогорска»
  • МАОУ «СОШ п. Донское»
  • МБУ ДО «ДЮЦ Светлогорского городского округа»
Советский
  • МАДОУ № 5 «Колокольчик»
  • МАОУ «Лицей № 5» г. Советск
Янтарный
  • МБДОУ «ДС № 4 “Янтарик”»
  • МБОУ «СОШ им. М. С. Любушкина МО “Янтарный ГО”»
Багратионовский район
  • МБОУ «СОШ п. Нивенское»
  • МБОУ «Южная СОШ»
Гвардейский район
  • МБОУ «СШ № 2 им. А. Круталевича гор. Гвардейска»
  • МБОУ «СШ им А. Моисеева пос. Знаменска»
  • МБОУ «СШ им. А. Лохматова пос. Озерки»
  • МБОУ «СШ № 1 им. И. Прокопенко гор. Гвардейска»
  • МБОУ «СШ пос. Борское»
Гурьевский район
  • МАДОУ «Детский сад № 17 “Колосок”»
  • МБДОУ «Детский сад № 7 “Семицветик”»
  • МБОУ «Добринская ООШ им. Спиридонова Н. С.»
  • МБОУ «Храбровская СОШ»
  • МБОУ «Петровская СОШ им. П. А. Захарова»
  • МБОУ гимназия г. Гурьевска
  • МБОУ СОШ «Школа будущего»
Гусевский район
  • МАДОУ «Детский сад № 14»
  • МАОУ «СОШ № 3» г. Гусев
  • МОУ «СОШ №1 им. С. И. Гусева»
Зеленоградский район
  • МАДОУ Детский сад п. Холмогоровка МО «Зеленоградский городской округ»
  • МАДОУ ЦРР — детский сад № 23 «Сказка»
  • МАОУ СОШ п. Романово
Краснознаменский район
  • МАДОУ «ДС “Солнышко” г. Краснознаменска»
Неманский район
  • МАОУ «СОШ № 1 г. Немана»
Нестеровский район
  • МАОУ Илюшинская СОШ
Озёрский район
  • МБОУ ООШ п. Ново-Гурьевское
  • Новостроевская средняя школа
  • Озерская средняя школа им. Д. Тарасова
Полесский район
  • МАОУ «Полесская СОШ»
  • МБОУ "Славянская ООШ»
Славский район
  • МБОУ «Славская СОШ»
  • МБОУ Большаковская СОШ
Черняховский район
  • МАОУ Междуреченская СОШ
  • МАОУ СОШ № 6 г. Черняховска
  • МАОУ СОШ № 3 г. Черняховска

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В 2019 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития активного ребёнка, преобладал только в 37,5 % образовательных организаций, а в 2023 году — в 62,5 %. В среднем по региону доля творческой среды повысилась на 14,9 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года средовые показатели увеличились на 0,5 балла. В частности, повысились мобильность, широта, структурированность, эмоциональность, доминантность среды.
Новые события и практики обогатили
образовательную среду
Педагоги школ строят взаимоотношения друг с другом, с детьми и их семьями, используя технологию «Соглашение»; наполняют жизнь неформальными событиями, меняют формат родительских собраний и т.п.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 31 школе и детском саду созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены более 800 педагогов. В школах и детских садах развивается
культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 34 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ лицей № 1 города Балтийска
Директор: Яцыно Наталья Романовна
МБОУ «Храбровская СОШ», п. Храброво
Директор: Бурсова Елена Анатольевна
МБОУ СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково
Директор: Голубицкий Алексей Викторович
МБОУ «СШ им А. Моисеева пос. Знаменска»
Директор: Бояршинова Наталья Владимировна
МАОУ «Полесская СОШ», г. Полесск
Директор: Головачёв Сергей Александрович
МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда
Директор: Остроумов Борис Александрович
МБОУ СОШ г. Пионерского
Директор: Леткова Татьяна Викторовна
МАОУ СОШ №19, г. Калининград
Директор: Кулешова Ольга Евгеньевна
МАДОУ ЦРР д/с №133, г. Калининград
Заведующий: Найкувене Юлия Николаевна
МОУ "СОШ №1 им. С.И. Гусева"
Директор: Левчук Виктор Андреевич
МАОУ "СОШ № 3" г. Гусев
Директор: Гельфгат Наталья Олеговна
МАОУ лицей № 49 г. Калининграда
Директор: Соколова Людмила Николаевна

Финалисты и призёры конкурсов Программы

Проект МБОУ СОШ «Школа будущего» (п. Большое Исаково) «Создание ЛРОС, повышающей эмоциональную, когерентную и активную составляющую школьной среды в 2019–2023 годах» вошёл в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — А. В. Голубицкий).

МАОУ «Полесская СОШ» (г. Полесск) стала финалистом конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационной площадки Программы РЛП в 2020 году.

Лидеры формирования культуры РЛП стали флагманами развития и популяризации Программы

Директора 6 ЦРЛП разработали программу стажировок «Один день в центре развития личностного потенциала» для всех желающих.

Команда директоров ЦРЛП и РОСК организовали методический интенсив «Создаем среду — воспитываем личность» для более чем 20 образовательных организаций Программы по РЛП.

МБОУ СОШ «Школа будущего» (п. Большое Исаково) присоединилась к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» (2022).

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственные решения

Самые распространенные изменения — создание пространств для самовыражения и творчества, общения и отдыха, зон коворкинга, медиацентров. Во многих школах и детских садах появились выставочные зоны и тематические стенды, «Открытая стена».

Например, в МАОУ СОШ № 28 (г. Калининград) с участием школьников реализован проект «Чилл-зона», активно развивается медиацентр «Задняя парта», появились комфортные зоны для общения и экраны выбора, разработан фирменный стиль.

В новых пространствах сложились интересные практики

Групповое помещение или кабинет — теперь не единственное пространство для занятий. Уроки литературного чтения в МАОУ Илюшинская СОШ (п. Илюшино) проходят на маленькой сцене в рекреации начальной школы, у каждого класса также есть свой «домик» для рисования и выставки рисунков (магнитно-грифельная доска). Занятия по социально-эмоциональному развитию учеников МАОУ «Полесская СОШ» (г. Полесск) проводятся в «Кубрике».

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Выросла жизнестойкость управленцев

На 4,7 б. вырос общий показатель жизнестойкости управленцев, на 2,1 б. — такого её компонента, как контроль.

Снизились категоричность в оценивании других и непродуктивная мотивация

Показатель неконструктивной установки на заданность интеллекта снизился у управленцев на 0,7 б.

На 3,7 б. снизилась непродуктивная внешняя мотивация у педагогов, на 2,2 б. — у управленцев.

Узнать больше

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
74 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
РОСК Калининградской области организовала 35 региональных и 10 межрегиональных событий для 150 образовательных организаций суммарно.

Выездная проектная сессия «Лидеры преОбразования: развиваем среду, личность, сообщество» (2021) — одно из таких событий, собравшее более 100 участников.

75 человек посетили круглый стол для руководителей образовательных организаций, на котором обсуждались перспективы реализации Программы РЛП.

Педагоги 13 школ представили свой опыт на Региональном фестивале современного урока «Урок XXI века» (2022).

Состоялась стажировка представителей Центров развития личностного потенциала Ярославской области в 5 образовательных организациях Калининградской области (2023).
Педагоги участвуют в событиях Программы
2 методические разработки прислали педагоги Калининградской области на I и II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

13 заявок — на I Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала».

1300 участников и 8 спикеров представляли Калининградскую область на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

17 управленцев и педагогов ЦРЛП рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте Центров развития личностного потенциала (2023).

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

7 практик развития личностного потенциала отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала» (авторы: О. Н. Вислобок, МАОУ СОШ № 28, г. Калининград; С. А. Головачёв, А. И. Мальцева, А. М. Драчёва, О. Н. Миллер, МАОУ «Полесская СОШ», г. Полесск; Е. В. Исраилова, Л. В. Давиденко и С. П. Брант, МАОУ СОШ № 16, г. Калининград; И. В. Ивлева, Калининградский областной институт развития образования; А. В. Елькина, МБОУ СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково; Е. А. Дышева, МБОУ лицей № 1 города Балтийска).
Педагоги МАОУ «Полесская СОШ» (г. Полесск), МОУ «СОШ № 1 им. С. И. Гусева» (г. Гусев) и МБОУ СОШ «Школа будущего» (п. Большое Исаково) разработали и провели авторский тренинг для педагогов и родителей «ПРО-чтение».
Команда МБОУ «Храбровская СОШ» (п. Храброво) реализует проекты «Школа одарённых учителей» и «Школа одарённых учителей. Продвижение», проводит для педагогов области авторский мотивационно-технологический тренинг «Учить и учиться с удовольствием».
Победители конкурсов

Е. А. Дышева, учитель начальных классов МБОУ лицея № 1 города Балтийска, стала победителем в специальной номинации «За реализацию воспитательного потенциала урока» конкурса «Учитель года России» (2022).

О. Н. Вислобок, заместитель директора МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда, победила в региональном конкурсе профессионального мастерства «Практики наставничества в образовательных организациях» в номинации «Наставничество в личностно-развивающей образовательной среде» (2022).

О. П. Русько, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Семицветик» (г. Гурьевск), стала победителем регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» (2023).
Авторы публикаций

Сборник методических материалов для классных руководителей «Как создать диалог педагога с родителями» / Е. Болдырева, Ю. Грекова, Н. Будникова, И. Ивлева, Е. Голубева, Ю. Манукян. 43 с.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

В 31 образовательной организации занятия по УМК «Центр развития личностного потенциала» проводятся во внеурочной деятельности, в 22 — на занятиях педагога-психолога, в 21 — на классных часах.

49 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

В МАОУ Илюшинская СОШ (п. Илюшино) в 1–4-х классах проводится программа «Социально-эмоциональное развитие младших школьников», в 5–9-х классах — ежемесячные классные часы «Развитие личностного потенциала подростков».

В МАОУ СОШ № 28 развиваются ученическое самоуправление и школьные медиа, проводятся выездные события и уроки в формате «дети детям», разрабатываются совместные детско-взрослые проекты.

Вместе с директором команда педагогов МАОУ «Полесская СОШ» (г. Полесск) разработала и активно использует серию тетрадей-самоучек, задания в которых направлены на социально-эмоциональное развитие школьников.

Позитивные эффекты в развитии детей

Развиваются социально-эмоциональные навыки

У детей, которые проходили курс «Социально-эмоциональное развитие», наблюдается значимый рост навыков «Работа с другими», «Управление эмоциями» и «Достижение цели» (в среднем на 0,5 б.).

Вырос уровень критического мышления и навыков кооперации у детей

На 13 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем кооперации, на 10 п. п. — семиклассников с продвинутым уровнем аналитических навыков.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей фиксируют в 78 % ОО.

Говорят участники Программы

Полная версия отчета

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен