Алтайский край

Отчёт о реализации Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала реализовывалась в Алтайском крае с 2019 по 2023 год в рамках соглашения между Алтайским отделением № 8644 ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Министерством образования и науки Алтайского края.
Оператор Программы РЛП — Краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» (КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова»).
Программа по развитию личностного потенциала в большой степени повлияла на профессиональный рост членов региональной обучающей и сопровождающей команды, руководящих и педагогических работников образовательных организаций Алтайского края. Коллеги отмечают, что получили полезный опыт, эффективные механизмы повышения качества своей работы. В регионе Программа имеет репутацию успешной, образовательные учреждения заинтересованы в данном проекте.
Марина Владимировна Дюбенкова
Директор КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова»

Ключевые факты

7 200
детей
547
педагогов
285
управленцев ОО
40
наставников
21
член региональной обучающей и сопровождающей команды
19
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы РЛП
47
школ
21
детский сад
4
организации дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Барнаул
19
Города и районные центры
21
Сёла и деревни
32
г. Барнаул
  • КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края “Кванториум.22”»
  • КГБУ ДО АКДЭЦ
  • МАДОУ «Детский сад № 280»
  • МБДОУ «Д/с № 56»
  • МБДОУ «Детский сад № 103» общеразвивающего вида
  • МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 132»
  • МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239»
  • МБОУ «Гимназия № 131»
  • МБОУ «Лицей № 122»
  • МБОУ «Лицей № 52»
  • МБОУ «СОШ № 49»
  • МБОУ «СОШ № 53»
  • МБОУ «СОШ № 64»
  • МБОУ «Гимназия № 74»
  • МБОУ Лицей № 130
  • МБОУ Лицей № 73
  • МБОУ СОШ № 114
  • МБОУ СОШ № 118
  • Структурное подразделение МАОУ «СОШ № 132» им. Н М Малахова «Детский сад № 259»
г.о. Бийск
  • МБОУ СОШ № 3
  • МБОУ «СОШ № 12»
  • МБОУ «Гимназия № 2»
  • МБОУ «СОШ № 4 им. В. В. Бианки»
  • МБОУ «СОШ № 5»
  • МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
  • МБОУ СОШ № 34
мун. о. Славгород
  • МБОУ «СОШ № 15»
Алейский район
  • МБОУ ООШ № 3
Алтайский район
  • Детский сад «Вишенка» – СП МБОУ «Алтайская СОШ № 2»
  • МБОУ «Айская СОШ»
  • МБОУ «Алтайская СОШ № 2»
Бийский район
  • МБОУ «Малоенисейская СОШ»
  • МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»
Благовещенский район
  • МБДОУ «БЦРР – детский сад “Журавушка”
  • МБОУ «Суворовская СОШ»
  • МБУДО «Благовещенский детско-юношеский центр»
Завьяловский район
  • МБДОУ Детский сад № 5
  • МКОУ «Глубоковская СОШ»
  • Харитоновская СОШ – филиал МКОУ «Глубоковская СОШ Завьяловского района»
Заринский район
  • МБОУ «Лицей “Бригантина”
  • МБОУ СОШ № 3 г. Заринска
  • МКОУ «Новомоношкинская СОШ»
Зональный район
  • МБОУ Октябрьская СОШ
Каменский район
  • МБОУ «Новоярковская СОШ»
Ключевский район
  • МБОУ «Северская СОШ»
Косихинский район
  • МБОУ «Косихинская СОШ им. А. М. Топорова»
  • МБОУ «Налобихинская СОШ им. А. И. Скурлатова»
Локтевский район
  • МБДОУ «Детский сад “Чайка”
  • МБОУ «Гимназия № 3»
Михайловский район
  • МБОУ «Михайловский лицей»
Павловский район
  • МБДОУ д/с «Улыбка»
Первомайский район
  • МБОУ «Лицей № 8»
Петропавловский район
  • МБОУ «Антоньевская СОШ»
Рубцовский район
  • МБДОУ «Веселоярский детский сад “Сказка”
  • МБДОУ «Детский сад № 14 “Василёк”
  • МБДОУ «Детский сад № 36 “Колокольчик”
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48 “Ручеек”
  • МБОУ «Гимназия № 3»
  • МБОУ «Лицей № 24» им. П. С. Приходько
  • МБОУ «СОШ № 1»
  • МБУДО «Центр развития творчества»
  • МДОУ «Детский сад № 57 “Алёнушка”
Смоленский район
  • МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
Тальменский район
  • МКОУ «Тальменская СОШ № 3»
Топчихинский район
  • МКОУ «Топчихинская СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева»
Тюменцевский район
  • МБДОУ Ключевский «Детский сад № 2 “Теремок”» комбинированного вида»
  • МБОУ Тюменцевская СОШ
Угловский район
  • МБДОУ детский сад «Ладушки»
Целинный район
  • МБОУ «Бочкаревская СОШ»
Шипуновский район
  • МБДОУ детский сад «Березка» с. Шипуново
  • МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Шипуново
  • МКОУ «Порожненская СОШ»

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В период вхождения в Программу РЛП в 2 из 8 образовательных организаций преобладал творческий тип среды, в 2023 году — в 5 ОО. В среднем по региону доля творческой среды повысилась на ≈15 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года 8 из 12 увеличились средовых показателей. В частности, повысились активность, мобильность и осознаваемость среды.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 16 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 272 педагога. В школах и детских садах развивается
культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 16 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ «СОШ № 15» (г. Славгород)
Директор: Кучинская Татьяна Геннадьевна
МБОУ «СОШ № 64» (г. Барнаул)
Директор: Шатулова Светлана Николаевна

Финалисты и призёры конкурсов Программы

Команда МБОУ Тюменцевская СОШ (с. Тюменцево) разработала проект «Сетевая мобильная мультимедиастудия School-ART — шаг к созданию личностно-развивающей образовательной среды в условиях инклюзивной школы», который, по мнению экспертов Программы РЛП, вошёл в топ-12 проектов Программы в 2019/20 учебном году (лидер команды — Т. Ф. Калужина).

МБОУ Михайловский лицей (с. Михайловское) — финалист конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационной площадки Программы РЛП в 2020 году.

Лидеры формирования культуры РЛП выходят на региональный и федеральный уровень

МБОУ Тюменцевская СОШ (с. Тюменцево) присоединилась к работе федеральной инновационной площадки ГАОУ ВО МГПУ по проекту «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» (2022).

С 2019 года в КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края “Кванториум.22”» (г. Барнаул) во взаимодействии с региональными вузами, учреждениями культуры и научными центрами реализуется проект «Проектный офис Кванториума как способ развития личностного потенциала педагогов и школьников».

МБОУ «Айская СОШ» (с. Ая) в 2020–2022 годах работала в статусе региональной инновационной площадки (РИП) «Детско-взрослые общности как условие успешной социализации детей»; провела 3 стажерские практики с педагогическими работниками школ Алтайского края.

Достигнуты успехи в конкурсах

Команда МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 132» (г. Барнаул) победила в городском конкурсе «Современная образовательная среда» в 2022 году и получила диплом 2-й степени в городском конкурсе «Школа-открытие. Программа развития».

МБОУ Тюменцевская СОШ (с. Тюменцево) в 2022 году стала лауреатом регионального смотра-конкурса методических видеоматериалов «Люблю свой край».

МКОУ «Порожненская СОШ» (с. Порожнее) заняло первое место в районном туристическом слете (2022). В своей визитке команда рассказала об участии в Программе РЛП.

КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края “Кванториум.22”» вошло в сотню лучших организаций Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» по итогам 2021/22 учебного года.

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Воплощены в жизнь новые пространственно-предметные решения

Самые распространённые изменения в образовательных организациях региона — создание коворкинг-пространств, различных функциональных зон и уголков, «Открытой стены» и т. д.

Например, уголки «Уединение», «Эмоции», «Экран настроения», стенд «Домик эмоций» для использования игрового комплекта «Палитра эмоций», «Облака настроения» обустроены в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №  239» (г. Барнаул). В МБОУ «СОШ № 3» (г. Бийск) также созданы развивающие зоны: уголки эмоциональности, успеха, уединения, уголок «Развиваемся, играя», рисующие стены, мобильные центры, говорящие ширмы, сенсорные стены.

В МБОУ «СОШ № 64» (г. Барнаул) оформлены «Умные лестницы», зоны творческого самовыражения в рекреациях и кабинетах, в библиотеке; в МБОУ «Лицей “Бригантина”» (г. Заринск) открылся шахматно-шашечный уголок.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Вырос уровень мотивации и ответственности

На 9 б. стал выше уровень ответственности управленцев школ и детских садов, в среднем на 3,4 б. — позитивной профессиональной мотивации.

Снизилась категоричность в оценивании других

Показатель неконструктивной установки на заданность интеллекта у управленцев снизился на 1,1 б.

Повысились жизнестойкость и качество рефлексии

Зафиксирован рост общего показателя жизнестойкости у управленцев (на 22,1 б.) и таких её компонентов, как принятие риска, контроль и вовлечённость. На 11 б. повысилась системная рефлексия.

Узнать больше

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
87 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
В 97 % ОО регулярно используют ресурсы Программы РЛП, среди которых:
– учебно-методический ресурс «Школа возможностей»;
Каталог образовательных решений;
информационно-методический ресурс «Диагностика личностного потенциала».
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
Представители 68 образовательных организаций делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на муниципальном уровне, 45 — на региональном, 36 — на межрегиональном, 6 — на федеральном, 1 — на международном.

Сотрудники школ и детских садов, реализующих Программу РЛП, представляли свой опыт на ежегодном межрегиональном форуме «Дни образования и науки на Алтае».

РОСК Алтайского края организовала 2 региональных события для участников Программы РЛП, в которых приняли участие более 300 человек:
– конференция «Реализация программы по развитию личностного потенциала в Алтайском крае» (2021);
– фестиваль инновационных практик развития личностного потенциала в Алтайском крае (2022).
Педагоги участвуют в событиях Программы
3 заявки педагоги Алтайского края прислали на Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала» в 2022 году.

3 методические разработки поступили на II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

600 участников и 4 спикера представляли Алтайский край на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

2 управленца рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте центров развития личностного потенциала (2023).

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

Практика «Формирование эмоционального интеллекта в курсе внеурочной деятельности по литературе», представленная К. О. Клабуковой, педагогом МБОУ «СОШ № 64» (г. Барнаул), рекомендована к публикации в электронном сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала».
Авторы публикаций

РОСК:
Говорухина Г. В. Возможности трансформации образовательной среды в контексте Программы по развитию личностного потенциала (на примере Алтайского края) // Учитель Алтая: научно-педагогический журнал. 2023. № 1 (14). С. 74–84.

МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239» (г. Барнаул):
Леонова А. В. Личностно-ориентированная образовательная среда дошкольной организации как педагогическое условие формирование личности ребенка // Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики: Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. С. 100–107.

Леонова А. В. Педагогическое проектирование развивающей предметно-пространственной среды как условие всестороннего развития личности ребёнка в дошкольной образовательной организации // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики. Сборник научных трудов участников XV Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Б. П. Черника. Новосибирск: МСА (ЗСО), 2022. С. 144–147.

Леонова А. В. Влияние личностно-ориентированной образовательной среды на позитивную социализацию ребенка в дошкольной образовательной организации // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 50–56.

МБОУ «Гимназия № 3» (г. Горняк):
Чурилова С. В. Дистанционная игра КраеВик – одна из форм внеурочной деятельности // Сборник методических материалов по воспитательным практикам / Ред. О. П. Духанина, А. В. Никулина. Барнаул: АИРО имени А. М. Топорова, 2020.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

Занятия по УМК «Школа возможностей» в 20 образовательных организациях проводятся на занятиях педагога-психолога, в 19 — во внеурочной деятельности, в 16 — на классных часах.

30 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Например, в МБОУ «СОШ № 64» (г. Барнаул) реализуются ученические проекты «Школьное дело»: каждый класс выбирает для себя какое-либо общественно значимое занятие (волонтерство, вожатская деятельность, оформительская работа и т. п.). Также в школе уделяют внимание развитию у детей компетенций XXI века, эмоционального интеллекта.

Клуб «Выбор за тобой» создан в МБОУ «Гимназия № 74» (г. Барнаул), его участники встречаются ежемесячно. Они также проводят мероприятия по профориентации для младших школьников.

В МБОУ «СОШ № 3» (г. Бийск) проводятся семинары для родителей «Снижение эмоциональной тревожности и числа конфликтных ситуаций у всех участников образовательного процесса».

Позитивные эффекты в развитии детей

Вырос уровень креативности и критического мышления у детей

Процент четвероклассников с продвинутым уровнем креативности (показатель «Детальность проработки идеи») увеличился на 14 п. п., процент семиклассников с базовым уровнем креативности — на 21 п. п.

На 5 п. п. стал больше процент семиклассников с продвинутыми навыками анализа, на 15 п. п. — с продвинутыми навыками построения выводов и аргументации (составляющие критического мышления).

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей фиксируют в 87 % ОО.

Говорят участники Программы

Полная версия отчета

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен