Липецкая область

Отчет Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализуется в Липецкой области с 2019 года в рамках соглашения между Управлением образования и науки Липецкой области, Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Липецким отделением № 8593 Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк».
Оператор Программы РЛП — Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» (ГАУ ДПО ЛО «ИРО»).
Липецкая область одной из первых стала проектировать в школах образовательную среду на основе принципов проекта по развитию личностного потенциала. Сначала, несколько лет назад, это были пилотные школы, сейчас — уже почти 100 школ.
Региональной инициативой в это же время становится создание в школах формирующей образовательной среды с учётом традиций липецкого педагогического опыта, необходимой для воспитания всесторонне развитой личности, успешной в современном обществе. Читать далее
Липецкая область одной из первых стала проектировать в школах образовательную среду на основе принципов проекта по развитию личностного потенциала. Сначала, несколько лет назад, это были пилотные школы, сейчас — уже почти 100 школ.
Региональной инициативой в это же время становится создание в школах формирующей образовательной среды с учётом традиций липецкого педагогического опыта, необходимой для воспитания всесторонне развитой личности, успешной в современном обществе. Особое внимание уделялось архитектурно-эстетической организации школьного пространства, гуманизации содержательной и коммуникативной сферы образования. В школах начали менять пространственно-предметную среду, применять формирующую систему оценивания, бережно поддерживать благоприятный психолого-педагогический климат, активно обращаться к мнению родителей и учеников. Именно такая среда становится фактором личностного развития. И здесь прослеживается интеграция проекта «Формирующая образовательная среда» с проектом «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Было принято решение объединения сильных сторон двух проектов, стали проводиться совместные семинары, педагогические встречи. Школы говорили «на одном языке», предлагали свои идеи и опыт друг другу. Такую взаимосвязь педагогических коллективов школ проектов по развитию личностного потенциала и формирующей образовательной среды мы сохранили и по сей день, более того, многие школы стали носителями сразу двух инновационных практик.
В чём мы видим сходство проектов?
Главенствующая роль отводится развитию личностного потенциала, возможностей ребёнка и созданию благоприятной среды для полноценного гармоничного развития личности. Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды опирается на развитие эмоционального интеллекта, что включает в себя как благоприятное психоэмоциональное развитие ребёнка, так и его социализацию. Формирующая образовательная среда также влияет на развитие эмоционального интеллекта. На помощь здесь приходит и организация предметно-пространственной среды, и создание индивидуальных образовательных маршрутов с учетом психоэмоционального состояния учащихся. Точкой интеграции является и трансформация образовательной среды. Это и новые способы организации взаимодействия учителя и ученика, и методы поддержания доброжелательного психологического микроклимата, улучшения предметно-пространственной среды, методов, технологий, и регламенты школьной жизни. Администрация и педагоги становятся партнёрами, единомышленниками.
С каждым годом растёт число педагогов и управленческих команд образовательных организаций, желающих участвовать в проектных сессиях, пройти обучение, войти в тот или иной проект. И как результат, у многих школ региона — дуальное вхождение в эти проекты. Подтверждением эффективности таких педагогических практик являются результаты мониторингов мнения родителей, учеников и педагогических коллективов — образовательная среда становится дружелюбной, мотивирующей на обучение и развитие!
Скрыть
Шуйкова Инесса Анатольевна
Начальник Управления образования и науки Липецкой области
В 2019 году партнёром Программы по развитию личностного потенциала (РЛП) Благотворительного фонда «Вклад в будущее» стала Липецкая область, которая одной из первых начала проектировать в образовательных учреждениях формирующую среду с акцентом на развитии личностного потенциала. Ребёнок и его потребности — в центре стратегии развития образования в области, а объединение двух инновационных концепций программы Фонда и программы региона способствует всестороннему развитию личности, успешной в современном обществе. Читать далее
В 2019 году партнёром Программы по развитию личностного потенциала (РЛП) Благотворительного фонда «Вклад в будущее» стала Липецкая область, которая одной из первых начала проектировать в образовательных учреждениях формирующую среду с акцентом на развитии личностного потенциала. Ребёнок и его потребности — в центре стратегии развития образования в области, а объединение двух инновационных концепций программы Фонда и программы региона способствует всестороннему развитию личности, успешной в современном обществе.
Для нас партнёрство с Управлением образования и науки Липецкой области и Институтом развития образования Липецкой области является ценным, в том числе с точки зрения применения системного подхода и вовлечения в проект практически всех звеньев системы образования региона, использования традиций липецкого педагогического опыта и внедрения принципов человекоцентричности в образовательный процесс.
По словам знаменитого липецкого учёного, педагога и новатора Константина Александровича Москаленко, «ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту». И эта работа, которая является одновременно и сложной, и уникальной, возложена на педагога. Для того чтобы поддержать его на этом пути, важно обеспечить его инновационными методиками и инструментами и содействовать повышению уровня профессиональных навыков. Но ещё важнее предоставить педагогу возможности для личностного развития, активизировать его внутренние ресурсы и помочь ему раскрыть свой яркий талант.

Наша Программа РЛП помогает педагогу иначе работать с детьми, меняться самому и менять образовательную среду в школе, ведь среда, в которой воспитывается ребёнок, во многом влияет на то, каким он вырастет, какой путь выберет и будет ли благополучным. У педагога важная миссия: создать для школьника условия, при которых он научится выстраивать отношения со сверстниками, родителями, педагогами и самим собой, ставить цели, добиваться их и делать осознанный выбор.
Системная, партнёрская работа в рамках двух программ объединяет образовательные учреждения, педагогов, управленцев сферы образования и родителей. В области активно развивается сообщество профессионалов, и при поддержке экспертов Фонда формируются условия для непрерывного профессионального роста педагогов, проводятся совместные семинары и педагогические встречи, специалисты активно участвуют в конкурсах, конференциях и исследованиях, делятся опытом и вносят вклад в развитие уникальной региональной экспертизы. В Программе РЛП участвуют практически все звенья структуры образования, включая Лебедянский педагогический колледж, Институт развития образования Липецкой области, а в рамках исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» и ЛГПУ имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Успехи в Программе РЛП, достижения партнёров и учреждений Липецкой области мы с гордостью представляем в нашем совместном отчёте. Скрыть
Положевец Пётр Григорьевич
Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
Петр Григорьевич Положевец
Программа по развитию личностного потенциала, реализуемая Благотворительным фондом «Вклад в будущее», является важнейшим фактором в создании внутриорганизационной культуры, способной к динамичному развитию. В центре внимания — личность ребёнка, эффективное использование его потенциала, внутренних ресурсов, что позволяет решить, в первую очередь, вопросы социализации, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами, создать атмосферу сотрудничества в школе, повысить результативность образовательного процесса.
Есина Елена Александровна
Исполняющий обязанности ректора ГАУДПО ЛО «ИРО»

Ключевые факты

12 300
детей
541
педагог
246
управленцев ОО
41
наставник
35
членов региональной обучающей
и сопровождающей команды
32
региональных преподавателя подготовлены для реализации Программы РЛП
45
школ
16
детских садов
1
организация дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Липецк
22
Города и районные центры
24
Сёла и деревни
16
Липецк
  • Г(О)БУ Центр «СемьЯ»
  • ДОУ № 135 г. Липецка
  • ДОУ № 20 г. Липецка
  • МАОУ СОШ № 17 г. Липецка
  • МАОУ СОШ № 23 г. Липецка
  • МАОУ СОШ № 29 г. Липецка
  • МАОУ СШ № 60 г. Липецка
  • МАОУ СШ № 15 г. Липецка
  • МАОУ СШ № 30 г. Липецка
  • МАОУ СШ № 51 г. Липецка
  • МБОУ «Гимназия № 64» г. Липецка
  • МБОУ «Лицей № 3 им. К. А. Москаленко» г. Липецка
  • МБОУ гимназия № 12 города Липецка
  • МБОУ гимназия № 19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка
  • МБОУ лицей № 66 г. Липецка
  • МБОУ СОШ № 2 г. Липецка
  • МБОУ СОШ № 47 с углублённым изучением отдельных предметов г. Липецка
  • МБОУ СОШ № 72 г. Липецка
  • МБОУ СШ № 33 г. Липецка
  • МБОУ СШ № 61 г. Липецка
  • МБОУ СШ № 68 г. Липецка
  • ЧОУ «Новая Школа Натальи Колгановой»
Елец
  • МАДОУ детский сад № 15 г. Ельца
  • МАДОУ детский сад №31 г. Ельца «Сказка»
  • МБДОУ детский сад № 39 г. Ельца
  • МБДОУ детский сад № 46 г. Ельца «Дружные ребята»
  • МБДОУ детский сад № 84 г. Ельца «Радуга»
  • МБДОУ детский сад №10 г. Ельца
  • МБДОУ детский сад №29 г. Елец
  • МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»
  • МБОУ «Лицей № 5 г. Ельца»
  • МБОУ «СШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов»
  • МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»
  • МБОУ СШ № 1 им. М. М. Пришвина
Воловский Район
  • МБОУ СОШ им. А. М. Селищева с. Волово
Грязинский Район
  • МАДОУ д/с № 8 «Родничок» г. Грязи
  • МАДОУ д/с № 9 г. Грязи
  • МБДОУ д/с «Солнышко» п. свх. Прибытковский
  • МБДОУ д/с № 10 «Дубравушка» г. Грязи
  • МБДОУ д/с № 3 «Радуга» г. Грязи
  • МБОУ СОШ № 6 г. Грязи
Данковский Район
  • МБОУ лицей № 4 г. Данкова
  • МБОУ СОШ № 1 г. Данкова Липецкой области
Добровский Район
  • МБОУ СОШ № 2 с. Доброе им. М. И. Третьяковой
Елецкий Район
  • МБОУ СОШ с. Каменское
  • МБОУ СШ с. Талица
Задонский Район
  • МБОУ гимназия «Новое поколение» г. Задонска
  • МБОУ СОШ № 1 г. Задонска
  • МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области
Измалковский Район
  • МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района
Липецкий Район
  • МБДОУ детский сад «Пчёлка» с. Частая Дубрава
  • МБОУ гимназия с. Боринское
  • МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого муниципального района
  • МБОУ СШ с. Частая Дубрава Липецкого муниципального района
Становлянский Район
  • МБОУ «СШ с. Становое»
Тербунский Район
  • МБОУ СШ с. Борки
Усманский Район
  • МБОУ лицей № 1 г. Усмани
Хлевенский Район
  • МБОУ «Лицей села Хлевное»
  • МБОУ «СОШ с. Конь-Колодезь»
Чаплыгинский Район
  • МБДОУ д/с «Колокольчик» г. Чаплыгин
  • МБОУ СШ № 1 им. Героя Советского союза Н. А. Кузнецова г. Чаплыгина
  • МБОУ СШ п. Рощинский

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В 2019 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития ребёнка, преобладал только в 12,5 % ОО,
а в 2023 году — в 62,5 %. В среднем по региону доля творческой среды повысилась на 21,75 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года средовые показатели увеличились на 16,9 %. В частности, повысились эмоциональность, обобщённость, активность, мобильность, широта среды.
Новые решения обогатили образовательную среду
Педагогические коллективы стали более сплочёнными, формируются органы школьного самоуправления, в процесс изменений активно вовлекаются родители.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 20 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 770 педагогов. В школах и детских садах развивается
культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

 

 

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

 

МБОУ «Гимназия № 11 города Ельца»
Директор: Камышанова Татьяна Геннадьевна
МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»
Директор: Пирогова Вера Алексеевна
МБОУ гимназия № 12 города Липецка
Директор: Уласевич Ольга Николаевна
МАДОУ д/с № 9 г. Грязи
Заведующий: Чурилова Татьяна Александровна
МБОУ «Гимназия №64» города Липецка
Директор: Кушникова Валерия Петровна
МАОУ СШ №51 г. Липецка
Директор: Ленкова Татьяна Анатольевна
МБДОУ детский сад №10 г. Ельца
Заведующий: Чурсина Елена Анатольевна

Финалисты и призёры конкурсов Программы РЛП

Проект «Личностно-развивающая образовательная среда через работу школьного телевидения» МБОУ СОШ № 1 г. Задонска вошел в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — Л. Н. Первеева).

МБОУ гимназия с. Боринское стала финалистом конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационной площадки Программы РЛП d 2020 году.

Лидеры формирования культуры РЛП выходят на федеральный уровень

МБОУ гимназия № 12 г. Липецка и МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» присоединились к федеральной инновационной площадке МГПУ «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе».

На базе ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» работает федеральная инновационная площадка РАО «Формирующая образовательная среда». В 2022 году в неё вошли 22 школы, участвующие в Программе РЛП.

Достигнуты успехи в конкурсах

Команда МБОУ СШ № 61 г. Липецка вошла в число победителей грантовой программы «Стальное дерево – 2022» с проектом «ЛабораториУМ#61» ― это один из подпроектов проекта создания ЛРОС «Пространство интеллекта #61».

В 24 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственные решения

Самые распространенные изменения — создание зон для отдыха и проведения различных событий: коворкинг-зон, арт-зон и фотозон, телестудий и игротек, уголков эмоциональной разгрузки и уединения и т. п. Во многих ОО появились «Открытая стена», доски приветствий и пожеланий, выставки детских работ и т. п.

Например, МБОУ СОШ № 47 с углублённым изучением отдельных предметов г. Липецка появилась граффити-стена на фасаде школы, вместе с детьми оформляется грифельная доска.

В новых пространствах сложились интересные практики

Например, детская телестудия «Взгляд снизу» МАДОУ д/с № 9 г. Грязи объединяет детей, педагогов и родителей. Воспитанники могут знакомиться с такими профессиями, как ведущий, корреспондент, оператор и т. д., пробовать свои силы в подготовке репортажей и тематических выпусков.

Ученики МБОУ гимназии № 12 г. Липецка предложили организовывать фотозоны к разным событиям, и их поддержали родители.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Вырос уровень мотивации и ответственности

На 8,2 б. стал выше уровень ответственности управленцев школ и детских садов, в среднем на 3,3 б. — позитивной профессиональной мотивации.

На 3,7 б. снизилась непродуктивная внешняя мотивация у педагогов и на 7 б. — амотивация (отсутствие мотивации) у управленцев.

Снизилась категоричность в оценивании других

На 0,6 б. снизился у управленцев показатель неконструктивной установки на заданность интеллекта.

Повысились жизнестойкость и качество рефлексии

Зафиксирован рост общего показателя жизнестойкости (у педагогов — на 9,8 б., у управленцев — на 13,6 б.) и таких её компонентов, как принятие риска, контроль и вовлечённость.

На 11,7 б. повысилась системная рефлексия у управленцев, у педагогов на 2,7 б. снизился уровень интроспекции (непродуктивного самокопания).

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
94 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Педагоги используют методические материалы Программы
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
Представители 14 ОО делились опытом создания ЛРОС на муниципальном уровне, 10 — на региональном, 5 — на межрегиональном, 5 — на федеральном.

РОСК Липецкой области организовала 13 региональных и3 межрегиональных события для участников Программы РЛП, среди которых:
— семинар «Траектория развития Программы по развитию личностного потенциала на территории Липецкой области» (встреча представителей Программы РЛП с управленцами ОО региона и тренинг для классных руководителей, мастер-классы от педагогов ЦРЛП по использованию инструментов Программы РЛП, 2022);
— стажировка для команд Пензенской области «Лучшие практики реализации Программы по развитию личностного потенциала Липецкой области» (2023).

К этим событиям присоединились более 250 человек.
Педагоги участвуют в событиях Программы
27 заявок на фестивали Программы РЛП подали педагоги Липецкой области — это один из самых высоких показателей среди регионов-участников.

21 заявка поступила на I Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала».

6 методических разработок педагоги прислали на II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

910 участников и 3 спикера представляли Липецкую область на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

7 управленцев и педагогов ЦРЛП рассказали о своих образовательных идеях на I Всероссийском слёте Центров развития личностного потенциала (2023).

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

Н. С. Дагазиева (МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца») и И. Ф. Худякова (МБОУ гимназия № 12 г. Липецка) стали финалистами II Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности». Их работы опубликованы в Хрестоматии по развитию личностного потенциала.
5 практик отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала» (авторы: И. А. Киндякова, МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»; К. И. Карасева, О. Ю. Семянникова, МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»; Г. А. Мелузова, О. Н. Уласевич, Е. П. Ахонен, В. А. Чернышева, МБОУ гимназия № 12 г. Липецка).
Победители конкурсов

Команда МБОУ гимназии № 12 г. Липецка (Г. А. Мелузова, О. В. Дронова, Е. А. Гончарова, И. В. Китаева) стала победителем Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа» (2022).

Сотрудники МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» К. В. Горохова, К. И. Карасева, Н. Б. Пирогова, О. Э. Стаховская — призёры региональных конкурсов «Педагогический дебют» в 2021 и 2022.
Авторы публикаций

Педагоги МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» Ю. В. Агеева и О. Э. Стаховская разработали методическое пособие «В помощь классному руководителю при реализации персонализированной модели образования».

Подходы РЛП в контексте непрерывного профессионального образования педагогов

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского в 2021 году присоединился к исследовательскому консорциуму «Развитие личностного потенциала в образовании» .

Лебедянский педагогический колледж в 2022 году присоединился к Программе. Управленческая команда колледжа прошла обучение по ППК «Управление созданием ЛРОС» и сейчас совместно с учащимися работает над обустройством пространства «Кубрик».

Разрабатываются совместные инициативы по поддержке предпрофессионального образования (педагогические и психолого-педагогические классы).
Узнать больше

Изменения в содержании и организации
образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности
Проводятся занятия по УМК Программы

В 22 ОО занятия по УМК «Центр развития личностного потенциала» проводятся во внеурочной деятельности,
в 28 ― на классных часах,
в 29 ― на занятиях педагога-психолога.

47 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Например, в МАДОУ детский сад № 15 г. Ельца в непосредственной образовательной деятельности уделяют внимание «4К» и эмоциональному развитию. В МБОУ гимназии № 12 г. Липецка организуют тематические классные часы и внеурочные занятия. Старшеклассники гимназии проводят занятия для учеников начальных классов, например «Сад души».

В МБОУ СШ № 61 г. Липецка проходит интеллектуальный чемпионат «Конфликт полушарий» и креативные занятия из цикла «ЛабораториУМ #61».

Педагоги-психологи Г(О)БУ Центр «СемьЯ» г. Липецка и МАДОУ д/с № 9 г. Грязи совместно проводят развивающие занятия для дошкольников.

Позитивные эффекты в развитии детей
Развиваются социально-эмоциональные навыки

У детей, которые проходили курс «Социально-эмоциональное развитие», наблюдается значимое изменение в развитии навыков «Работа с другими» и «Управление эмоциями» (в среднем на 0,5 б.).

Вырос уровень критического мышления, креативности и навыков кооперации у детей

На 12 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем критического мышления, на 3 п. п. — с продвинутым уровнем креативности (показатель «Детальность проработки идеи»), на 7 п. п. — кооперации.

На 2 п. п. стал больше процент семиклассников с базовым уровнем кооперации.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения
в социально-эмоциональном развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей фиксируют в 85 % ОО.

Говорят участники Программы

Полная версия отчета

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен