Герб Нижегородской области

Нижегородская область

Отчёт Программы по развитию личностного потенциала
Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) реализуется в Нижегородской области с 2019 года в рамках соглашения между филиалом Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области.
Оператор Программы по РЛП ― Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО).
Реализация Программы по развитию личностного потенциала ― одно из ярких образовательных событий в Нижегородском регионе. Методология Программы позволила вывести качество образования на новый уровень, найти подход для развития навыков XXI века каждого ученика. Программа по развитию личностного потенциала делает акцент на командном подходе, на объединении интересов и вовлечённости управленческого корпуса, педагогов, обучающихся и их родителей. Именно комплексные решения, основанные на принципах сотрудничества и открытого диалога позволяют реализовывать эффективные педагогические практики, выстраивать личностно-развивающую образовательную среду и, что очень важно, управлять изменениями в образовании.
Елена Александровна Окунькова
Доктор экономических наук, доцент, и. о. ректора ГБОУ ДПО НИРО

Ключевые факты

13 100
детей
615
педагогов
284
управленца ОО
40
наставников
20
членов региональной обучающей и сопровождающей команды
16
региональных преподавателей подготовлены для реализации Программы РЛП
52
школы
22
детских сада
2
организации дополнительного образования

География
образовательных
организаций

Нижний Новгород
19
Города и районные центры
33
Сёла и деревни
24
Нижний Новгород
  • МАДОУ «Детский сад № 85»
  • МАДОУ «Детский сад № 421»
  • МАОУ «Гимназия № 184»
  • МАОУ «Школа № 149»
  • МАОУ СШ № 151 с углублённым изучением отдельных предметов
  • МБДОУ «Детский сад № 20»
  • МБДОУ «Детский сад № 24 “Изюминка”»
  • МБДОУ «Детский сад № 458»
  • МБДОУ «Детский сад № 461»
  • МБДОУ «Детский сад № 100»
  • МБОУ «Школа № 134»
  • МБОУ «Школа № 1372
  • МБОУ «Школа № 173 имени героя Советского Союза Д. А. Аристархова»
  • МБОУ «Школа № 24»
  • МБОУ «Школа № 35»
  • МБОУ «Школа № 91»
  • МБОУ «Лицей № 8»
  • МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
  • МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»
Арзамас
  • МБДОУ д/с № 36
  • МБОУ СШ № 12 г. Арзамас
Бор
  • МАОУ ОШ № 5
Выкса
  • МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
  • МБОУ Вильская средняя школа
  • МБОУ СШ № 8 г. Выкса
Дзержинск
  • МБДОУ «Детский сад № 28»
  • МБОУ «Лицей № 21»
  • МБОУ «Средняя школа № 13»
  • МОУ «Гавриловская средняя школа»
Кулебаки
  • МБДОУ д/с 10 «Белочка»
  • МБОУ школа № 8 г. Кулебаки
Первомайский
  • МАОУ «Первомайская СШ»
Перевозский
  • МАОУ «Ичалковская СШ»
  • МАОУ СШ № 2 г. Перевоза
Саров
  • МБОУ Школа № 14
Семёновский
  • МБОУ «Школа № 4»
  • МДОУ «Детский сад № 10 “Россияночка”»
Чкаловск
  • МКОУ Сицкая СШ
  • МКДОУ д/с № 8 «Березка»
Шахунья
  • МБОУ Шахунская СОШ № 14
Арзамасский район
  • МБОУ Шатовская СШ
Балахнинский район
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Балахна
Богородский район
  • МАДОУ «Детский сад № 5»
  • МБОУ «Школа № 1»
Бутурлинский район
  • МБОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова
Вадский район
  • МАОУ «Вадская СОШ»
Вачский район
  • МБДОУ д/с № 8 «Колосок»
  • МБДОУ детский сад № 3 «Рябинушка»
Вознесенский район
  • МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Воротынский район
  • МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»
Воскресенский район
  • МОУ Благовещенская СШ
Гагинский район
  • МАОУ Гагинская СШ
Городецкий район
  • МБДОУ «Детский сад № 29»
  • МБДОУ «Детский сад № 23»
  • МБОУ Средняя школа № 3 г. Заволжье
Дальнеконстантиновский район
  • МБОУ Дальнеконстантиновская СШ
Дивеевский район
  • МБОУ «Сатисская СОШ»
Княгининский район
  • МБОУ «Княгининская СШ № 1»
Кстовский район
  • МБОУ Ближнеборисовская СШ
  • МБОУ СШ № 8 г. Кстово
  • МБОУ СШ с. п. Селекционной станции
Лукояновский район
  • МБОУ Разинская СШ
Лысковский район
  • МБОУ Кисловская средняя школа
  • Средняя школа № 5 г. Лысково
Павловский район
  • МАОУ СШ № 1 г. Ворсма
  • МАОУ СШ № 10 г. Павлово
Пильнинский район
  • МОУ Курмышская СШ
Сергачский район
  • МБДОУ детский сад № 5 «Березка»
  • МБДОУ детский сад № 1 «Улыбка»
  • МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»
  • МБОУ «Сергачская СОШ № 3»
  • МБОУ Пожарская СОШ
Сокольский район
  • МБОУ Сокольская СШ
Сосновский район
  • МБОУ Виткуловская СОШ
Спасский район
  • МБОУ «Спасская средняя школа»
Шахунский район
  • МБОУ Хмелевицкая СОШ

Основные итоги

Формирование и развитие культуры образовательных организаций

Изменения образовательной
среды

Образовательная среда
стала более творческой
В 2019 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития активного ребёнка, преобладал только в 20 % образовательных организаций, а в 2023 году — в 60 %. В среднем по региону доля творческой среды повысилась на 9,6 п. п.
От заданных условий перешли к широким возможностям
За три года средовые показатели повысились на 0,4 балла. В частности, среда стала более безопасной, устойчивой, структурированной, мобильной и обобщённой.
Новые события и практики обогатили образовательную среду
В ДОУ сообщества помогают новым детям адаптироваться в группах, в школах педагоги становятся учениками и осваивают новые технологии.

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

В 37 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся
сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 690 педагогов. В школах и детских садах развивается культура
совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

В 25 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность
участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

МБОУ СШ № 8 г. Выкса
Директор: Лебедева Людмила Васильевна
МБДОУ «Детский сад № 458», г. Нижний Новгород
Заведующий: Барабанова Елена Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад № 461», г. Нижний Новгород
Заведующий: Машинян Надежда Александровна
МБДОУ детский сад № 3 «Рябинушка», р. п. Вача
Заведующий: Галихина Светлана Михайловна
МБОУ СШ № 12 с кадетскими классами им. А. И. Сорокина,
г. Арзамас
Директор: Сулина Наталия Владимировна

Финалисты и призёры конкурсов Программы

Проект МАОУ Хмелевицкая СОШ (с. Хмелевицы) «Создание творческо-карьерной среды ЛРОС на основе функционирования школы полного дня “Призма”» вошёл в топ-12 Программы РЛП в 2019/20 учебном году (лидер команды — С. П. Спиридонова).

МБОУ Хмелевицкая СОШ также стала финалистом конкурсного отбора заявок на участие в апробации SEL-уголка «Кубрик» с присвоением статуса апробационной площадки Программы РЛП в 2020 году.

Лидеры формирования культуры РЛП стали инновационными площадками

19 школ и детских садов — региональные инновационные площадки ГБОУ ДПО НИРО по теме «Реализация комплексной Программы по развитию личностного потенциала».

Достигнуты успехи в конкурсах

МБДОУ «Детский сад № 458» (г. Нижний Новгород) получил звание «Лучшее дошкольное образовательное учреждение по итогам 2021/22 учебного года», победил в конкурсном отборе на получение гранта главы Нижнего Новгорода «За лучшую программу развития и высокие результаты образовательной деятельности».

МАОУ СШ № 2 (г. Перевоз) — 1-е место в районе по реализации социального проекта по созданию ЛРОС.

Узнать больше

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

Появились новые пространственные решения

Самые распространенные изменения — создание зон коворкинга, релаксации и тематических зон, центров активности. Во многих ОО появились «Открытая стена», «Измеритель эмоций», «Квадрат настроения».

Старшеклассники МБОУ СШ № 8 г. Выкса предложили собственную концепцию обновления школьного пространства, которая впоследствии была реализована.

Нижегородский МБДОУ «Детский сад № 461» оформил стену выбора, МБДОУ «Детский сад № 20» — «Бульвар эмоций», вачинский МБДОУ детский сад № 3 «Рябинушка» — «Аллею эмоций».

В новых пространствах сложились интересные практики

Например, в работе детского самоуправления МОУ Благовещенской СШ используются «Открытая стена» и технология «Соглашение». В зоне коворкинга МБОУ Виткуловской СШ проводятся дополнительные занятия творческой направленности.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Вырос уровень мотивации и ответственности

В среднем на 3,5 б. стал выше уровень позитивной профессиональной мотивации управленцев. На 3,7 б. снизился показатель внешней мотивации, на 1,3 б. — амотивации (отсутствия мотивации).

На 3,5 б. снизилась непродуктивная внешняя мотивация у педагогов.

Снизилась категоричность в оценивании других

Показатель неконструктивной установки на заданность интеллекта снизился у управленцев на 0,8 б.

Вырос уровень жизнестойкости

На 17,3 б. вырос общий показатель жизнестойкости управленцев и таких её компонентов, как принятие риска, контроль и вовлечённость.

Повысились ответственность и качество рефлексии

У управленцев школ и детских садов на 9,9 б. стал выше уровень ответственности, на 12,9 б. — показатель системной рефлексии.

Узнать больше

Эффективные практики и обмен опытом

Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП
86 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Изменились стили педагогического общения
Педагоги стали реже использовать требовательный и деспотический стили педагогического общения (в среднем на 0,8 б.).
Педагоги используют методические материалы Программы
В 100 % школ и детских садов регулярно используют ресурсы Программы РЛП, среди которых:
— Учебно-методический ресурс «Школа возможностей»,
Каталог образовательных продуктов,
Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.
Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС
Представители 19 ОО делились опытом создания ЛРОС на муниципальном уровне, 8 — на региональном, 2 — на межрегиональном, 17 — на федеральном, 1 — на международном.

Команда МБДОУ «Детский сад № 458» (г. Нижний Новгород) организовала выставку методических материалов и мастер-класс на Всероссийском научно-практическом семинаре для руководителей и специалистов дошкольных организаций «Система дошкольного образования».

РОСК Нижегородской области провела более 10 региональных событий, среди них конференция «Педагогические команды как ресурс эффективной реализации Программы по развитию личностного потенциала».

Одно из самых ярких региональных событий, в котором приняли участие более 40 ОО, — конференция «Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений: новые возможности современного образования».
Педагоги участвуют в событиях Программы
43 педагога Нижегородской области вовлечены в фестивальное движение Программы РЛП — это один из наиболее высоких показателей среди регионов-участников.

11 методических разработок педагоги прислали на I и II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности».

14 заявок подали педагоги на I Всероссийский педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала».

1200 участников и 1 спикер представляли Нижегородскую область на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

Педагоги-лидеры

Разработчики инновационных практик

7 педагогов стали финалистами I и II Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности».
3 методические разработки опубликованы на сайте Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала (авторы: С. С. Быстрова, МОУ Благовещенская СШ, с. Благовещенье; А. И. Луконина, Д. А. Савелова и Н. И. Беспалова, МБДОУ детский сад № 3 «Рябинушка», р. п. Вача).
5 практик развития личностного потенциала отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборнике по итогам I Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала» (А. И. Луконина, Д. А. Савелова, И. Ю. Куликова, Ю. Ю. Фирсова, МБДОУ детский сад № 3 «Рябинушка», р. п. Вача; Л. А. Воробьёва, В. Н. Попенко, Е. В. Перепелкина, Е. С. Якимова, Т. Н. Борисова, А. С. Терентьева, МКДОУ д/с № 8 «Березка», г. о. Чкаловск; О. А. Белоусова, МБОУ «Школа № 4», г. о. Семёновский; Л. В. Лебедева, О. И. Полякова, Д. М. Тарасова, МБОУ СШ № 8 г. Выкса; Ю. С. Перевезенцева, МБОУ «Спасская средняя школа», с. Спасское).
О. И. Полякова, заместитель директора МБОУ СШ № 8 г. Выкса, представила образовательные идеи на I Всероссийском слёте Центров развития личностного потенциала (2023).
Победители конкурсов

О. А. Темирова-Скороходова победила в финале регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2021», представив опыт работы по развитию эмоционального интеллекта.

Педагоги МБДОУ «Детский сад № 458» (г. Нижний Новгород) — победители Всероссийского конкурса «Лучшие практики дошкольного образования».

Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 461» (г. Нижний Новгород) — лауреаты Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2022» (2-е место).
Авторы публикаций

Дедова О. Ю., Бондарева И. И. Специфика построения профессионального обучающегося сообщества педагогов в рамках внедрения Программы по развитию личностного потенциала в Нижегородской области // Нижегородское образование. 2022. № 1. С. 113–118.

Полякова О. И. Проект создания в школе личностно-развивающей образовательной среды // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование». 2021. № 26. С. 1011–1020.

Изменения в содержании и организации образовательной деятельности

Обновление образовательной деятельности

Проводятся занятия по УМК Программы

В 30 ОО занятия по УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» проводятся во внеурочной деятельности, в 22 — на классных часах, в 20 — на развивающих занятиях для дошкольников.

55 управленческих команд отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

Появились новые события и практики, направленные на РЛП 

Например, в МАДОУ «Детский сад № 5 «Золотая рыбка» (г. Богородск) педагог Н. В. Сухарникова проводит тренинговые занятия по развитию коммуникативно-речевых навыков и позитивной социализации старших дошкольников с общим недоразвитием речи «Не только красиво говорить, но и талантливо чувствовать».

«Неделя психологии» в МБОУ «Спасская средняя школа» стала ресурсом для развития личностного потенциала детей.

В МБДОУ «Детский сад № 28» (г. Дзержинск) реализуются технология «Клубный час», методика «Гость группы», проект «Рыбка-pro — только хорошие новости».

Позитивные эффекты в развитии детей

Вырос уровень креативности и навыков кооперации у детей

На 2 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем креативности, на 11 п. п. — с базовым (показатель «Оригинальность при создании несуществующего объекта»).

Процент детей с продвинутым уровнем кооперации вырос на 2 п. п., с базовым — на 13 п. п.

Узнать больше

Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном
развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей зафиксированы в 72 % ОО.

Говорят участники Программы

Полная версия отчета

Мы используем cookie-файлы для удобства пользователей и улучшения работы сайта, а также заботимся о защите персональных данных наших пользователей. Продолжая работу с сайтом, вы даёте своё согласие на сбор и обработку cookie-файлов.
Согласен